Прогноз тяжелый?

В начале 80-х годов прошлого века, когда ВИЧ был обнаружен, такие люди исчислялись десятками.
Все яснее становятся огромные провалы в традиционной эпидемиологии, в научной методологии, в оценке роли и места ВИЧ в эпидемической реальности. Налицо явная беспомощность существующих, и все еще доминирующих научных подходов к объяснению данной пандемии. Что это за "научные подходы" и что за "борьба", если за тридцать лет число заразившихся вирусом возросло в миллионы раз, миллионы людей умерли от СПИДа, и ни один человек за это время не был излечен!?
Сделано множество попыток изобретения спасительной вакцины, но все они окончились провалом.
Стандарты научных объяснений сегодня базируются на положениях эпидемиологии, разработанных еще в начале двадцатого, а некоторые - даже в середине девятнадцатого века. Из них следует, что любая эпидемия болезни, вызываемая микроорганизмами, когда-нибудь обязательно заканчивается, и даже при самых страшных эпидемиях остается значительное число людей, которые приобретают протективный (защитный) иммунитет против болезни. Иммунитета против болезни можно добиться также путем вакцинации. В случае с ВИЧ/СПИД-пандемией большинство постулатов терпят крах.
Нет ни одной страны, где ВИЧ/СПИД не был бы проблемой. И Казахстан - не исключение.
Бесстрастная статистика гласит: в середине 80-х годов инфицированных ВИЧ казахстанцев было несколько десятков. А вот - данные прошлого года, озвученные первого декабря заместителем генерального директора Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) Шолпан Каржаубаевой на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню борьбы со СПИДом: 13 463 ВИЧ-инфицированных. Диагноз СПИД постановлен 962 пациентам, в их числе - 63 детям. Но и это вершина айсберга. Реальное количество ВИЧ-инфицированных в Казахстане может превышать официальные данные в два, а то и три раза, считает представитель Детского фонда ООН в Казахстане Александр Зуев.
Реальному осознанию страшной проблемы человечества мешает ее коммерциализация. Имитация борьбы с ВИЧ/СПИД стала для сотен тысяч людей доходным бизнесом. Миллиардные средства, выделяемые государствами и многочисленными фондами из года в год - источник их процветания, и они заинтересованы, чтобы ничего не менялось. Это важнейшая причина, мешающая ученым, политикам, врачам и всем людям в полной мере оценить опасность. Но в последние годы происходит прорыв меркантильного "заговора молчания".
Российский ученый-микробиолог Михаил Супотницкий, уроженец города Усть-Каменогорска в конце прошлого года опубликовал свою работу "Эволюционная патология". К вопросу о месте ВИЧ-инфекции и ВИЧ/СПИД - пандемии среди других инфекционных, эпидемических и пандемических процессов".
Обобщив и проанализировав огромное количество научной информации, он создал новую теорию глобальных пандемических циклов, которые состоят из циклических и нециклических эпидемических процессов. В этой системе ВИЧ/СПИД-пандемия - эволюционный процесс, проявляющийся в форме инфекционного. Он не только не имеет ничего общего с теми эпидемическими болезнями, в борьбе с которыми был достигнут прогресс в течение ХХ столетия, но и противоположен им по любому, даже произвольно выбранному аспекту. Мы имеем дело с еще неизученными процессами взаимодействия древних паразитов и их хозяев, где отсчет времени идет геологическими эпохами, а иммунная система принимает сторону кого-то одного.
Основу ВИЧ составляют ретроэлементы - части генома, сформировавшиеся два миллиарда лет назад. Они чрезвычайно близки по своей структуре геному клеток иммунной системы человека и лежат в основе Т- и В-систем иммунитета - главных защитников организма от инфекций. Поэтому они в принципе не могут "работать" против ВИЧ, признавая его "за своего" и всячески содействуя его переносу и размножению. Это обстоятельство делает призрачными надежды на чудодейственную вакцину, которая поможет остановить эпидемию.
Михаил Супотницкий на основе новейших научных данных генетики и микробиологии обосновывает свою теорию внутриклеточных паразитов и симбионтов многоклеточных организмов, к которым относится и человек; подробно рассматривает различные стратегии паразитизма, которые применяют бактерии и вирусы; приходит к выводу об эволюционном значении ВИЧ-инфекции для вида Homo sapiens. Стратегия ВИЧ, если понимать действия этого безмозглого вируса, как нечто "осмысленное" - это стратегия "мягкой депопуляции" вида, в данном смысле - человека. Вирус, конечно, смысла в своих "действиях" не ищет, для ВИЧ размножение в Т-лимфоцитах-хелперах (основе иммунной системы человека) - просто решение задач собственного существования. ВИЧ возвращает иммунную систему человека на сотни миллионов лет назад, когда первые паразиты клетки, "правирусы", взаимодействовали с иммунной системой первых многоклеточных организмов. ВИЧ - СПИД- пандемия открывает "ворота" многочисленным опаснейшим инфекциям, которые ученые недаром называют "змеиным клубком". Они распространяются уже и на иммунокомпетентных людей, Этот многокомпонентный процесс постоянно усложняется и чем все кончится - никто предсказать не может.
Выводы Михаила Супотницкого неутешительны. Применяемые сегодня противоэпидемические меры против ВИЧ не приносят и не смогут принести эффекта. Новая эпидемическая реальность не осознается ни большинством ученых, ни властными структурами. Нет даже точно установленного количества ВИЧ-инфицированного населения ни в одной стране, потому что по соображениям политкорректности и гуманности нигде не проводится планового обследования всего населения на ВИЧ. Передача инфекции половым путем делает невозможным прекращение эпидемии по типу прежних - оспы, чумы и других циклических инфекций. Эпидемия, подобная ВИЧ/СПИД может закончиться только тогда, когда будут инфицированы все особи вида-хозяина. Возможно даже, что под человечеством, как видом, подведена эволюционная черта. Время здесь не имеет значения для вируса - он бессмертен, и поэтому два, три, пять поколений, сто или двести лет - для него это ничто. А у человечества времени все меньше.
И легких решений не будет. Никто не знает какие потребуются коренные или даже драматические изменения в поведении людей. Придется выработать новые нормы морали? А что делать обыкновенным людям, которые по воле рока стали ВИЧ-инфицированными? "Добровольно" не вступать в половые отношения со здоровыми людьми? Отказаться от потомства?
Если врачи видят, что больной безнадежен, они милосердно используют в своих профессиональных разговорах эвфемизм: "Прогноз тяжелый…". Сегодня, увы, он применим ко всему человечеству.