“Проглотил” обиду? Перевари ее как следует!

Средний возраст заболевших – 30 лет

19 мая всё мировое медицинское сообщество отметило Всемирный день воспалительных заболеваний кишечника (ВЗК). Врачи вновь напомнили населению о необходимости своевременной диагностики и лечения этих болезней, в основе которых лежит генетическая предрасположенность. А в качестве пусковых механизмов могут выступать современный западный образ жизни, нерациональное быстрое питание, курение, бесконтрольный прием антибиотиков и другие факторы. Болезни сопровождаются болью в животе, примесью крови и слизи в кале, болезненной диареей, которая может случиться когда угодно и где угодно. Также пациенты испытывают общее недомогание, потерю аппетита и худеют.

Если в 2018 году в Казахстане было зарегистрировано 555 человек с болезнью Крона (БК) и 2 218 – с язвенным колитом (ЯК), то в 2020 году болезнью Крона страдали уже 1 245 человек, включая 78 детей, а язвенным колитом – 4 682 человека, в том числе 152 ребенка.

– Болезнью Крона чаще болеют женщины, а язвенным колитом – мужчины. Но это не самое критичное. Воспалительные заболевания кишечника чаще диагностируют у представителей активного трудоспособного населения: средний возраст заболевших – 30 лет, при этом треть пациентов имеет инвалидность, а смертность среди них на 40 процентов выше, чем у населения в целом, – говорит кандидат медицинских наук, профессор, доцент кафедры гастроэнтерологии КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова, председатель Казахского научного общества по изучению кишечника Джамиля КАЙБУЛЛАЕВА. – Уже эти факторы вносят ВЗК в число социально значимых заболеваний. Ситуацию усугубляют позднее обращение к специалистам, хроническое течение, частые осложнения, которые могут приводить к инвалидизации и смертности. И, конечно, существенно более высокий риск неблагоприятного исхода при COVID-19.

Несвоевременная диагностика снижает вероятность успешной терапии, повышает риск осложнений и хирургического вмешательства.

“Пациенты о своей болезни не говорят, потому что стыдно”

Психолог Наталья ИМТОСИМИ сотрудничает с НИИ кардиологии и внутренних болезней много лет:

– При чем тут психолог? – спросит читатель. Есть такое понятие – “психосоматика”, где “психо” – душа, “сома” – тело. Доктор работает с телом, я параллельно работаю с душой – и это важно, – рассказывает психолог. – Пару лет назад совместно с Джамилей Кайбуллаевой мы провели небольшое исследование с участием пациентов с болезнью Крона, в котором пыталиcь выяснить роль психологического сопровождения в лечении данного заболевания. Мы тестировали пациентов на “входе” и “выходе”. В результате обнаружили: больные в целом стали менее тревожными, подавленными, эмоционально более устойчивыми, улучшилось их общее физиологическое самочувствие. Кроме того, им удалось сплотиться, почувствовать поддержку друг друга. Сложно даже представить, насколько тяжело переносить этот недуг не только телу, но и психике. Только вообразите постоянную тревогу о том, что, выходя из дома, нужно так выстроить маршрут, чтобы было куда забежать в туалет. Некоторые носят памперсы: представьте, какой дискомфорт – физический, моральный – они испытывают! Пациенты о своей болезни не говорят, потому что стыдно. Хотя западные звезды – актриса из сериалов “Зачарованные” и “Беверли-Хиллз, 90210” Шеннен Доэрти, певица Анастейша, гитарист группы “Pearl Jam” Майк Маккриди – всё же осмелились заявить о ней публично.

Причины болезни Крона до конца неизвестны. Ужасно еще и то, что это болезнь – достаточно молодых людей, зачастую очень умных, продвинутых, самодостаточных и успешных – в этом я убедилась во время личного общения.

От гастрита до депрессии – пару шагов

– Отношение к болезни – еще один важный фактор, – говорит Наталья Имтосими. – Ведь она вызывает у пациента много чувств и сильных переживаний. Все переживания по-новому воздействуют на организм, и вместо гастрита может уже развиться гастродуоденит. Дальше переживания могут усиливаться, включаются различные психологические защиты. Тревога может отчасти переходить в область бессознательного, что также сказывается на организме. А дальше – новый виток, и уже не гастродуоденит, а язва. В результате все психологические моменты накапливаются как снежный ком, что приводит к тяжелым соматическим состояниям.

Более того, параллельно может возникнуть вторичная болезнь, например, невроз. Соответственно, состояние еще больше ухудшится: примешивается невротическая симптоматика. Вслед за ней – астения, которая переходит в ипохондрию, а там и депрессивные проявления.

– Работая с пациентами с ВЗК, часто удавалось продемонстрировать, как в считаные минуты уходили боли в животе или внезапные позывы к опорожнению после использования определенных психологических техник, – отметила психолог.

Почему важно выпускать пар

Многолетние наблюдения доктора и психолога за пациентами легли в основу книги “Психологическая коррекция при воспалительном заболевании кишечника”. К выходу готовится дополненный вариант. В ней указаны психологические причины заболеваний желудочно-кишечного тракта.

“Я не могу это проглотить, переварить, вывести из себя”, – так можно охарактеризовать психоэмоциональное состояние заболевших. Авторы книги даже набросали портрет человека, страдающего заболеванием ЖКТ на психологической почве.

Он – самоед, съедает себя изнутри. Предъявляет большие требования к себе, к окружающим. Перфекционист в плане работы и отношений. Для него отношения и партнер должны соответствовать определенным ожиданиям. Сам человек тоже должен соответствовать своим ожиданиям, установкам из детства, окружающим, как ему кажется, его мотив: “Быстрее, лучше, сильнее!”. Плюс педантизм и мнительность. 

По словам Натальи Имтосими, у таких людей часто заблокированы “плохие” эмоции. Но с точки зрения психотерапии “плохих” эмоций не существует. Они все несут в себе какую-то адаптивную функцию: и тревога, и обида, и даже агрессия. Заблокированная агрессия превращается в аутоагрессию:

– Мы проглотили эмоцию, не смогли ее переварить – получили гиперацидный гастрит, затем – эрозивный язвенный гастрит, после – болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Проглотили обиду, не можем выразить гнев – привет кишечнику, он начинает страдать. Психоголики: как душевные травмы влияют на здоровье

Такой человек пытается всё контролировать, в том числе – свои эмоции, чувства, свой кишечник. Но всё контролировать невозможно!

Обида, агрессия, проглоченное чувство вины, невысказанные эмоции, боязнь бесконтрольности в итоге вызывают состояние – “я не могу что-то переварить”.

Еще пример неперевариваемых ситуаций: когда ожидания, желания не соответствуют возможностям. Либо желания и возможности вступают в конфликт с возможностью, желаниями третьих лиц, среды. Такой человек часто думает: “Я хороший специалист, достоин повышения, но мне его не дают”. “Я бы сказал, какие вы все нехорошие, но будут последствия”. “На работе хочу сказать, как меня всё достало, но не скажу, а буду всех тихо ненавидеть”… Часто болезнь ЖКТ выступает в роли “самонаказания”. Пациент внутренне считает себя недостойным принятия, любви, счастья и наказывает себя за то, что нанес моральный ущерб или поступил не так, как хотел, и виноват перед собой. Он ходит по врачам, ему назначают лекарства, но эффекта либо нет, либо не удается вывести его в состояние ремиссии. Тогда и встает вопрос о необходимости помощи психолога. Человек начинает проговаривать, прорабатывать ситуации, и ему становится легче, препараты начинают работать с удвоенной силой. У него появляется ощущение счастья, покоя, мира с самим собой. Со временем он себя лучше чувствует, уходит психосоматический компонент.

Из хороших новостей. В Казахстане открылся центр ВЗК на базе гепатоцентра в Алматы, что расширило доступ пациентов с язвенным колитом и болезнью Крона к диагностике и квалифицированному лечению. Центр курирует кафедра гастроэнтерологии КазНМУ им. Асфендиярова, и по каждому случаю заболевания проводится расширенный консилиум врачей. Таким образом, вопросы о назначении иммуносупрессивной и биологической терапии решаются гораздо быстрее. Специалисты рассчитывают, что итогом работы центра станет сокращение запущенных и особо тяжелых случаев. Также его создание позволит минимизировать затраты, связанные с госпитализацией пациентов, находящихся в стадии ремиссии, в том числе для проведения биологической терапии.

Алматы