Образовательный центр “Билим-Центральная Азия” при поддержке Фонда Первого Президента РК – Лидера нации провел “круглый стол”, на котором презентовал отчет по проекту “Будущее – мой выбор”. Цель проекта, проводившегося в течение полугода, – повышение внутренней мотивации и информированности подростков о доступных карьерных возможностях. Он проходил в несколько этапов, включая социальное исследование, проведение интерактивных лекций, мастер-классов, коучинга, знакомство старшеклассников с различными специальностями. Также молодых людей обучили так называемым “мягким навыкам”, которым, по сути, нигде не учат – ни в школах, ни в вузах.
“Мягкие навыки” – это и навыки межличностного общения, умение вести переговоры, лидерские качества, искусство убеждения и так далее.
Любопытны итоги, полученные в ходе социсследования, – в нем участвовали учащиеся 8 алматинских школ (358 девятиклассников и 277 десятиклассников).
Удалось выяснить, что среди опрошенных девятиклассников самые популярные профессии – творческие, а среди десятиклассников – медицинские.
Но стоит отметить, что на самом деле лишь малое количество учеников в старших классах (менее 15,6 процента) определились с тем, какой профессией они бы хотели овладеть. Преимущественно на заинтересованность той или иной сферой деятельности влияют родители, которые имеют привычку навязывать вузы и специальности своим наследникам, реализуя в большей степени собственные амбиции.
– Выбором своей профессии удовлетворены только 9 процентов молодых людей в Алматы и 15 – в Атырау, – сказала депутат мажилиса парламента Ирина СМИРНОВА, бывший директор школы. – Это не только проблема и трагедия отдельного человека – это огромная проблема государства. Каждый год оно выделяет огромные средства на гранты для обучения в колледжах и вузах, но только 40 процентов молодых астанинцев и атыраусцев и 27 процентов алматинцев, по результатам исследования, работают по специальности. А все почему? Неправильно было определено развитие ребенка.
Проведенный эксперимент показал, что после многоэтапного профориентирования казахстанские школьники уже точно знают, кем бы они хотели быть в будущем. Необходимость введения занятий по профессиональному самоопределению в школах очевидна. Это уменьшит давление на выпускников, создаст более комфортную атмосферу при выборе вуза и специальности, а впоследствии обеспечит страну квалифицированными кадрами.
Алматы