Профанация безопасности и нравственности

Как известно, Мажилис во втором чтении принял их, и теперь законопроект находится в сенате. На это Международный фонд защиты своды слова "Адил соз" и активисты кампании "За свободный Интернет!" предложили принять закон "О заборах", определяющий "правовые основы формирования, передачи и хранения информации на заборах".
- Мы в процессе подготовки законопроекта о поправках много раз говорили, что он нарушает все нормы об Интернете. Но все наши встречи с разработчиками поправок, с рабочей группой в мажилисе остались без последствий. Единственное, что было убрано из проекта, это наделение Генерального прокурора правом досудебной приостановки изданий. Все остальные нормы остались, - заявила на пресс-конференции Тамара Калеева, президент фонда "Адил соз".
По принятию законопроекта (в чем теперь мало кто сомневается), ситуация с интернет-сферой в Казахстане действительно резко изменится. Все чаты, блоги, порталы теперь будут приравнены к СМИ, а те, кто в них публикуется - к журналистам. Со всеми вытекающими потенциальными юридическими последствиями. Зарубежные интернет-ресурсы будут блокироваться в том случае, если они противоречат законодательству Казахстана. Проблема здесь в том, что данная формулировка очень абстрактна и позволяет "подогнать" под нее очень многое, если не почти все. "Законодательство РК - это очень большой блок юридических норм, я не думаю, что найдется в стране хоть один юрист, который знает его досконально", - заметила г-жа Калеева. Третья и, наверное, самая основная претензия к законопроекту в том, что он, фактически, вводит новые основания для закрытия или приостановления выхода СМИ. "Если пешеход перешел дорогу в неправильном месте, его штрафуют, а не приговаривают к смертной казни, а с журналистами и СМИ, если они совершат ошибку, будут поступать примерно так", - продолжала в образной форме комментировать юридические новации президент фонда "Адил соз".
Журналистские общественные организации (в том числе, и Союз журналистов РК), намерены сопротивляться дальше. В числе первых направлений "сопротивления" - обращение в сенат республики по этой проблеме, которое должно последовать уже 15 мая. Инициаторы акции надеются, что члены верхней палаты парламента "окажутся мудрее, и дальновиднее", что они, возможно, "глубже понимают конституционный принцип свободы слова" и уберут хотя бы "самые дикие нормы из этого законопроекта".
Евгения Плахова, активист кампании "За свободный Интернет!", считает, что главным мотивом появления законопроекта стало мнение власти о том, что у тех интернет-ресурсов, в которых содержится "противозаконная" информация, в Казахстане очень большая аудитория. Она сама с этим не согласна: по официальным данным, к Интернету постоянный доступ имеют 14% казахстанцев. И не факт, что они все блогеры или ходят на те ресурсы, которыми обеспокоены разработчики законопроекта. Аргумент, стоит признать, достаточно весомый, и в дискуссии по поводу законопроекта достаточно грамотно и настойчиво "эксплуатировать" его. Но активная общественность решила прибегнуть еще и к профанации законодательных поправок.
- Мы решили обратить внимание депутатов на более масштабный "ресурс", который доступен 100% населения страны, и подготовили законопроект "О заборах". Тем, кто хоть когда-нибудь обращал внимание на то, что там пишут и рисуют, им ясно, что заборы гораздо более серьезный "ресурс",чем Интернет, который охватывает всего 14% населения. Там есть и рисунки половых органов, и разные агитационные призывы, в том числе, и антиконституционные. Поэтому это тоже СМИ и его надо законодательно регламентировать, - заявила г-жа Плахова.
Кстати, при всей абсурдности этой идеи, в ней есть и здравое зерно: во всяком случае, не поспоришь с замечанием "разработчиков", что на заборах и стенах рекламируются те же сайты с услугами проституток. И если уж поднимать проблему состояния нравственности в обществе в свете доступности интернет-ресурсов, то тогда не получится игнорировать и "фактор забора".