После того как откровенный ролик попал в социальные сети и наделал много шума из ничего, министр обороны Нурлан ЕРМЕКБАЕВ снял с высоких должностей все руководство РВШИ. Невзирая на былые заслуги старших офицеров и их искреннее прошение о помиловании.
Три подполковника – начальник РВШИ Талгат Жабагин, его заместитель по воспитательной работе Кайрат Камалулы и начальник штаба Муса Ягмуров – были отстранены от должностей в ту же ночь, когда скандальное видео кто-то из учеников или их родственников сбросил на YouTube.
Селфи службе не помеха?
Видео, на котором выпускники военной школы проехались на дорогом двухэтажном лимузине “Hammer” и 20 черных внедорожниках класса люкс, вызвало шквал комментариев. Пытаясь поднять свой статус среди “обычных смертных и серых по настроению зелено-бежевых солдат”, они высовывались из окон, делая “селфи” в аксельбантах. Почему бы и нет? Как-никак – последний день в интернате.
Просмотревшие кадры разделились как бы на два лагеря – тех, кто не видит ничего плохого в этом поступке и даже, наоборот, поддерживает детей. И тех, кто прямо, простите за выражение, поливает грязью руководство интерната и самих выпускников.
– Случай неординарный и, конечно же, потребовал мгновенного проведения расследования и оргвыводов, – комментирует специально для “КАРАВАНА” начальник управления кадров и военного образования генерал-майор Кайрат КОПБАЕВ. – Прославились наши ребята на весь мир. Мне даже извиняться пришлось публично на одном из телеканалов страны.
Ладно бы на “девятках” рассекали по улицам Алматы, а то ведь на дорогущих иномарках. Нескромно. Очень нескромно.
Да еще на территорию школы заехали. На строевой плац! Зачем, скажите, такие понты нашей молодежи?! Люди в униформе должны пример показывать во всем, а у них, видимо, мозгов не хватило остановиться вовремя от бредовой затеи.
– Поговаривают, что это родители организовали своим детям такую эпатажную автоколонну. Но вы-то наказали офицеров школы, которые много лет отдали офицерской службе. Теперь, что, все коту под хвост?!
– Офицеров наказали, но из армии не уволили. Будут служить, но на других должностях. Пока в распоряжении находятся. Нельзя было позволять выпускникам заезжать на территорию школы и плац. Это святое. Видеоролик вызвал негативный резонанс не только в обществе, но и у нас, людей в погонах. Легкомысленный поступок выпускников славной школы стал большой неожиданностью, и мы сожалеем об этом. Престижные иномарки были арендованы родителями, к их нескромной инициативе школа отношения не имеет.
Неоднозначность реакции общественности понятна. Дело в том, что школа “Жас улан” воспитывает будущих офицеров в духе высокого патриотизма с углубленным изучением военного дела, и дисциплина должна быть здесь безупречной. Это будущие офицеры! Подобные поступки в армейских рядах недопустимы.
– А как же тогда лейтенанты выпускаются из институтов и пьют водку из каски, куда бросают свои академические знаки? Их командиров, значит, тоже надо снимать с должностей за многолетнюю традицию обмывать свой выпуск? Вы же тоже когда-то прикладывались к каске с водкой?
– Это другое. Кстати, молодые лейтенанты сейчас не водку наливают в каску, а шампанское. И не ведут себя так развязно, как нынешние школьники. Чувство меры должно же ведь быть у молодых людей.
– Они радовались тому, что наконец-то закончили школу. Выплескивали таким образом эмоции.
– Скромнее надо быть. Они же не братки какие-нибудь с улицы, а будущие защитники Отечества! Если повели себя так – значит недополучили должного воспитания в стенах школы. Теперь уроки все командиры и начальник извлекли. Очень на это надеюсь.
После драки кулаками не машут?
Новый начальник школы полковник Манат БАТЫРБАЕВ приступил к своим обязанностям в минувшую среду. Ровно год назад он уже уходил отсюда в другой военный институт, но когда его попросили вернуться и навести порядок, отказываться не стал.
– Ребята здесь хорошие, им только правильное направление надо подсказать вовремя, и тогда подобных эксцессов не будет, – говорит он.
– Вы-то, господин полковник, как сами считаете: плохо поступили воспитанники или все же нет?
– Не надо было им так делать. Вернее, их родителям организовывать такое помпезное шоу. Во всяком случае нельзя было заезжать на территорию школы. Видимо, за это и были наказаны офицеры. Детство в сапогах и при погонах
– А дети?
– Нет. С детьми была проведена профилактическая беседа – и только. Они сейчас усиленно готовятся к ЕНТ, и расстраивать их ни к чему. Какой с них спрос?
По словам нынешнего начальника РВШИ, в стенах алматинской школы “Жас улан” сейчас обучается около 370 человек, из которых 150 – выпускники. Поступить сюда можно после 9-го класса, если годен по здоровью и прошел все сложные тесты. Чьи именно детки здесь обучаются – тайна.
– Набор у нас прозрачный и демократичный. Хотя у детей из неполных семей или семей действующих военнослужащих ряд послаблений, конечно же, есть. Им добавляют по 10–15 баллов при поступлении и при сдаче вступительных экзаменов. По окончании примерно половина из них поступает в военные институты. Половина.
– Насильно их не заставляют продолжать военную службу?
– Нет. Никакого давления не было, нет и, надеюсь, не будет. Всё исключительно на добровольной основе.
Офицеры – машины для убийства?
Мой 14-летний сын Ратмир высказал мнение со своей юношеской колокольни, и оно мне показалось вполне взрослым и взвешенным: “Спрашиваешь меня, как относиться к новости, что будущие офицеры – защитники нашего спокойствия – подражают “инста-чикам”, которые фотографируются у дорогих машин, не имея даже идеи, как на них заработать? Или как можно трезво относиться к мысли, что автомат держать будет парень, который прежде улыбался в очках-авиаторах в камеру смартфона, сидя на окне арендованного “гелика”? Что будет дальше, спросишь меня?! Как будут вести себя такие солдаты и офицеры? Многие, возможно, подумают, что они будут искать сотовую связь на поле боя, чтобы в “Инстаграм” залить фото с трупом врага?! Спрашивать у противника, где ближайший суши-бар или барбер-шоп? Но это же смешно.
С другой стороны, давайте вместе думать: разве наши солдаты и офицеры – машины для убийства? Разве они – “терминаторы” без эмоций?! Военнослужащие – такие же люди, как и все мы. У которых тоже есть потребность в эмоциях, радости, чувстве самодостаточности. Они честно проучились в условиях строжайшей дисциплины до выпускного класса. Захотели выпустить пар. Почему нет?”.
Психологи советуют уметь раскрепощаться
А если, к примеру, взять американских солдат, которые в Интернет постоянно “сливают” видео о своих приключениях. Там и “неудачи” с поля боя (плохо вылетела граната, оружие сломалось прямо в руках, развалилась техника и т. д.), “пранки” или розыгрыши сослуживцев (напугать среди ночи или из-за угла, намазать руку пеной для бритья и пощекотать нос, подложить что-нибудь в еду или униформу). Причем розыгрыши товарищей ВМЕСТЕ С НАЧАЛЬСТВОМ!
Да, и у них случаются выговоры и понижения в должности. Но солдаты даже во время тренировок и военных действий остаются в хорошем настроении, что значительно повышает силу воли, боевой и командный дух. А главное: они все СЛУЖАТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, а не из-под палки и боязни быть непременно за что-то наказанным. Как не доверить оружие психу - военный психолог раскрыл секреты своей работы
Психологи утверждают, когда улыбаться нельзя, думать по-своему нельзя, инициатива наказуема, военнослужащие загоняют себя в такие железные рамки, что сразу начинают бухать, материться и не выполнять поставленные задачи “назло ненавистному начальнику”.
В нашей армии, похоже, лишь единицы всем довольны. А кто недоволен – тому сразу выговор и лишение премии. Или с должности долой. Так что им (весельчакам) приходится несладко. Во всем этом “празднике непослушания”, видимо, ничего плохого-то и нет, если подумать трезво.
Потому что такие раскрепощенные люди только в свободное время могут позволить вольное толкование эмоций, а во время учений или военных действий, как правило, прилежны, дисциплинированы, подготовлены.
Профи! Как Василий Теркин в годы войны. Или солдат Иван Бровкин в послевоенное время. Помните их похождения? Или как наш национальный герой Бауыржан Момышулы. Тоже ведь был с юмором полководец. Не какой-нибудь зашоренный солдафон.
АЛМАТЫ