Проект горнолыжного курорта Кок-Жайляу в случае его реализации принесет Алматы не только сотни миллионов долларов убытков, но и небывалых масштабов катастрофы и сели, предупреждают эксперты.
Экономист Дмитрий ЖУКОВ говорит:
– Проект горнолыжного курорта Кок-Жайляу, на который планируется потратить 750 млн. долларов, принесет не прибыль, а убытки в размере минимум 160–200 млн. долларов – сумма даже без учета затрат на налоги и проценты по кредиту. И это прогноз самих разработчиков проекта, которые сделали невероятно оптимистические предположения о посещаемости курорта. Если говорить реалистично, то убытки будут куда выше.
– Сейчас стало модным иметь домик “на горнолыжном склоне”, – продолжает Д. Жуков. – Но в других странах земля возле курортов тут же продается под дома и гостиницы, принося прибыль частным застройщикам, – и именно они несут все затраты на инфраструктуру. У нас же все затраты и гарантированные убытки предлагается возложить на бюджет. Причем за проект, который не только пробьет серьезную брешь в государственном кошельке, но и нанесет непоправимый вред экосистеме Национального парка, являющейся источником чистой воды и воздуха для нашего города.
– Но и это еще не самое страшное, – продолжает тему архитектор и горнолыжник Андрей СТАРКОВ. – Дело в том, что на Кок-Жайляу нет воды. А на нужды комплекса ее потребуется не одна тысяча кубометров в сутки, как указано в проекте, а 10 тысяч кубометров. Из них более 6 тысяч кубов – для оснежения 240 гектаров лыжных трасс. И около 3 тысяч кубов – для нужд гостиничного комплекса.
– Последствия могут быть ужасными, – считает А. Старков. – Горные склоны со сложившимся за столетия гидрологическим балансом не рассчитаны на подобное переувлажнение. И излишки талых вод вызовут многократное увеличение селеопасности для Алматы. Строить подобный крупный курорт в непосредственной близости от города – большая ошибка.
– Я с детства занимался горными лыжами, – рассказывает альпинист и экстремальный лыжник Александр КОЛОКОЛЬНИКОВ. – Прошел все эти склоны и уверенно могу заявить: указанные в проекте горнолыжного курорта трассы на хребте Кумбель не пригодны для массового катания, так как его склоны чрезвычайно лавиноопасны. То есть проектанты автоматически загоняют лыжников, для которых строится курорт, именно туда, где на них обязательно сойдет лавина. А там есть еще и склоны со скальными осыпями, и молодые морены с погребенным льдом. Грунта в них практически нет. И если, не дай бог, затронуть подобную морену бульдозером, то нарушится гидрологический режим вечной мерзлоты, и предсказать, как будет развиваться эрозия, невозможно. Линзы погребенного льда при своем таянии станут вызывать оползни и селевые потоки, как это было в 80-х годах в ущелье Кумбельсу.
– Вообще, главный вопрос при строительстве курорта, – говорит директор НИИ туризма профессор Владимир ВУКОЛОВ, – это безопасность клиентов. Беда разработчиков проекта “Кок-Жайляу” в том, что они наших гор не знают. Я занимаюсь туризмом, хожу в эти горы 50 лет и знаю, что попытки использовать эти склоны для горных лыж предпринимались еще с 60-х годов. Но уже тогда было понятно – это опасно.
Вот, к примеру, группа скал под названием Три брата. В них три кулуара, из которых снежные лавины выкатываются как раз на плато Кок-Жайляу. В начале 70-х годов случилась трагедия – сразу три лавины там сошлись в одной точке и погребли под собой четырех лыжников. Из-за того, что лавины сходили постоянно, их тела обнаружили лишь в конце мая.
За мою туристско-альпинистскую карьеру меня 4 раза назначали экспертом прокуратуры для выявления причин подобных трагедий, после которых ответственные за гибель людей руководители попадали в тюрьму. И я хочу публично заявить: если курорт все-таки будет построен и там погибнут люди, я сам попрошусь быть экспертом прокуратуры! Чтобы люди, которые поставят подписи в документах этого проекта, осознавали свою ответственность – в том числе и уголовную.