На сегодняшний день в областном центре на учете состоит свыше пяти тысяч инвалидов, треть из которых относится к I и II группам. Большинство из них вынуждено вести замкнутый образ жизни, к тому же колясками обеспечены не все желающие. К примеру, комнатные коляски выдаются на четыре года, уличные – на семь, но все они имеют свойство выходить из строя раньше времени. Приобрести же коляски за 70 тысяч тенге может далеко не каждый инвалид.
– Фонд "Сәби" в рамках проекта "Инва-такси" предоставлял регионам новые автомобили Wolksvagen с непременным условием их целевого использования. По этому поводу было подписано трехстороннее соглашение между акиматом, отделом занятости и нашей организацией, – рассказывает руководитель общественного объединения инвалидов-опорников "Ерлик" Роза АКЖАРКЕНОВА. – Сейчас в рамках проекта ежедневно перевозится до тридцати человек. Причем совершенно бесплатно! Одна из машин снабжена гидравлическим подъемником, другая – выдвижным устройством для посадки и высадки пассажиров. Спрос на них с каждым днем растет, заявки расписаны на день-два вперед.
К сожалению, инвалидность с каждым годом молодеет, а коляска для опорника – это прежде всего независимость, возможность вести активный образ жизни, не выпадать из обоймы. С 2013 года в Казахстане строителей обязали возводить пандусы на всех объектах. При строительстве новых жилых домов в Талдыкоргане Розу часто приглашают в качестве эксперта для их установки. И, как правило, они появляются в тех подъездах, где живут люди с ограниченными возможностями. Но этим все и ограничивается.
– Существующие в городе пандусы не выдерживают никакой критики, – продолжает Роза Акжаркенова. – При их приемке нужно обязать строителей сесть в инвалидное кресло и попытаться подняться по пандусу без чьей-то помощи. Тогда, возможно, что-то изменится…
Талдыкорган