Об этом говорится в очередном докладе по денежно-кредитной политике Национального банка, сообщает портал «Caravan.kz».
Главное: мы все так же сильно зависим от внешнего рынка. Поэтому надо дружно молиться, чтобы цены на нефть оставались высокими. Нацбанк считает, что цены на сырье все-таки будут высокими, а спрос большой. Это будет положительно сказываться на деловой активности в Казахстане, чем при базовом сценарии. Рост экономики в 2023 году составит 4,7-5,7 %, в 2024 году – 4,5-5,5 %, 2025 году – 4-5 %.
Фактически высокая инфляция сейчас - это плата за спокойные годы раньше. Тогда руководство страны откровенно закрывало глаза на растущие проблемы и не пыталось их решать, выжимая соки из советского наследия. Сейчас все это подошло к пределу прочности, и пришло время платить.
При этом главные риски для экономики страны все-таки не внешние, а внутренние. Первое: высокая инфляция будет связана с произошедшим ростом цен на ГСМ и будущим ростом тарифов ЖКХ. Вместе они будут подстегивать цены на широкий набор товаров и услуг через мультипликативный эффект.
Второе: санкции против России заставляют казахстанский бизнес искать новых поставщиков товаров вне Таможенного союза. Прежде всего это Китай, Индия, Иран и Турция. Перестройка связанных с Россией логистических вариантов может снизить предложение товаров или привести к росту их себестоимости. Что ждет экономику Казахстана в 2023 году
Третье: Казахстан остается не самодостаточной экономикой при растущей потребности населения и бизнеса в товарах и услугах. Причем этот спрос еще и подстегивает государство через программы по поддержке экономики и инфраструктурные проекты.
Четвертый и самый главный риск, который мы не можем устранить уже десятки лет: низкая финансовая дисциплина государственных органов. В прошлом году бюджет Казахстана пересматривался восемь (!) раз. Причем каждый раз расходы бюджета росли. Эти деньги также перетекали в экономику, увеличивали денежную массу и тоже разгоняли инфляцию. «Учитывая низкую фискальную дисциплину и периодический пересмотр в сторону увеличения государственных расходов в предыдущие годы, не исключается, что параметры бюджета в последующие годы могут быть дополнительно пересмотрены в сторону расширения расходной части, что может стать дополнительным источником проинфляционного давления в экономике», - говорится в докладе.
- Через весь доклад проходит идея, что есть фискальный стимул, который в руках правительства. Какие претензии к нам, к Национальному банку? – высказал «Каравану» свою идею экономист Владислав Туркин. – Именно за счет этого достигается рост экономики в 5 %. Это не очень хорошая штука. Слабая финансовая дисциплина обеспечивает спрос в экономике. Вслед за этим происходит рост в экономике. В итоге мы расплачиваемся повышенной инфляцией.
У правительства, считает эксперт, есть некий план развития страны; но пока есть возможность, Астана постепенно вводит рыночные механизмы в определённых секторах. Взамен, чтобы населению было не так больно, в экономику вливаются деньги через государственные расходы и инфраструктурные проекты. Такая езда в режиме «газ-тормоз».
Пока такая тактика дает плоды. Уровень жизни населения если и падает, то не так сильно, как это кажется. Деньги на такую тактику дают доходы от продажи сырья. Но, с другой стороны, экономика переходит в режим подсоса от бюджета, когда она уже не может работать без государственных денег.