Продано!

Под занавес прошедшего года в культурной жизни страны одними из самых значительных, но, кажется, оставшимися не очень замеченными в обществе событиями, стали создание единственного в республике аукционного дома и проведение первого открытого аукциона казахстанской живописи.
Вот и у нас, наконец-то, появились аукционные торги, которые во всем мире давно признаны главным мерилом цены и ценности художественных полотен.
И, как выяснилось, стоимость работ иных казахстанских мастеров может быть не ниже картин известных европейских художников.
До сих пор казахстанский арт-рынок можно было считать, мягко говоря, нецивилизованным. Так называемый алматинский Арбат - лишь малая толика этого рынка, где представлено в основном творчество молодых начинающих художников и тех, чьи работы ценятся невысоко.
А вот в галереях, арт-салонах и в частных коллекциях высокохудожественных полотен много. Немало шедевров и просто ценных произведений и в Государственном музее имени Кастеева.
Все движется, перемещается от одного владельца к другому, иногда вдруг находятся до сих пор неизвестные картины, появляются новые мастера, многие из которых, правда, скоро уезжают за рубеж…
Так или иначе, но можно говорить о казахстанской школе живописи, основу которой положили художники начала-середины прошлого века. Среди корифеев эксперты называют Сергей Калмыкова, более тысячи живописных и графических работ которого сейчас находятся в Государственном музее имени Кастеева, самого Абылхана Кастеева, Кулахмета Ходжикова, Жанатая Шарденова, Евгения Сидоркина и многих-многих других классиков казахстанской живописи.
Так вот все эти картины известных казахстанских и других художников до сего времени оценивали на глазок. У нас, признают сами специалисты, нет экспертов, которые могли бы не только определить подлинность работы, авторство, но и ее реальную стоимость. Поэтому настоящий шедевр мог уйти за бесценок, а серая картина или даже подделка - за десятки тысяч долларов.
Кстати, немало полотен талантливых художников отправились за границу именно по причине того, что за них не давали здесь настоящую стоимость.
В то же время в стране немало художественных шедевров на руках у коллекционеров или в семьях художников, которые хотели бы их продать. И еще больше людей обеспеченных, обративших свои взоры на произведения искусства как на хорошее вложение.
Цены и в мире, и у нас ежегодно растут в десятки раз, а это значит, что через несколько лет такие вложения окупятся многократно, не говоря о престижности иметь картины известных отечественных мастеров.
Поэтому люди стали покупать живопись, и, боясь быть обманутыми, чаще делают это в российских или европейских галереях, а также на известных аукционах. Дело в том, что в нашей республике искусствоведов с лицензией оценщиков практически нет.
Правда, в художественных салонах есть немало специалистов, которые хорошо знают творчество казахстанских мастеров и могут точно определить подлинность картины.
К сожалению, знатоков творчества художников других стран у нас вряд ли сыщешь.
Но даже если подлинность картины определена, рыночную стоимость ее можно выяснить только на аукционных торгах. До сих пор единичные попытки провести их проваливались, так как не было организации, которая бы взяла на себя такие хлопоты. И вот один из алматинских коллекционеров решился, организовал аукционный дом, создал экспертно-закупочную комиссию, в сотрудничестве с музеем имени Кастеева и в его помещении провел первый аукцион.
Главное направление работы - поднятие рейтинга казахстанских художников, так как, по мнению организаторов, они недостаточно объективно оценены российскими экспертами, при том, что во всем мире растет интерес как к классикам, так и к современным мастерам Казахстана.
Причем, если раньше за рубежом было на слуху лишь имя Калмыкова, то за последние годы список значительно расширился. Однако в едином художественном рейтинге стран СНГ, составленном российскими экспертами, они отнесены лишь к третьей и четвертой категориям. И это при том, что как классиков, так и современных художников Казахстана активно покупают на их персональных выставках и биеннале в Москве, Стамбуле, Венеции, Сиднее и многих европейских городах.
На первый в республике аукцион были выставлены почти три десятка полотен. Все это работы мэтров - Абылхана Кастеева, Жанатая Шарденова, Молдахмета Кенбаева, Николая Хлудова, Сахи Романова, Павла Зельтцмана, Абрама Черкасского, Урала Тансыкбаева и других.
Сенсацией стала цена на "Пейзаж" основоположника казахской живописи Кастеева. Эту картину 1965 года, кстати, случайно обнаруженную в одном из сельских клубов, выставили за четыреста с лишним тысяч долларов. Но не продали и за более высокую цену, видимо, владелец посчитал, что она может со временем еще подняться в цене.
Самым высоким по стоимости лотом оказалась картина Николая Хлудова "Слушают акына": эта небольшая по размерам акварель "ушла" за тридцать тысяч долларов. Всего было продано восемь картин, что для первого аукциона, считают организаторы, совсем неплохо.
Интерес к живописи в нашей стране неслучаен. Еще до аукциона специалисты отмечали рост цен на картины и большую активность в их приобретении. Обеспеченные люди, уже имеющие недвижимость, автомобили, счета в банке, понимают, что при неразвитом рынке ценных бумаг приобретение произведений искусства становится наиболее выгодным и безопасным. Ведь если еще недавно картину современного художника можно было купить за двадцать-тридцать тысяч тенге, то сейчас их цена составляет три-пять тысяч долларов.
Понемногу в домах таких людей появляются атрибуты семьи интеллигентной, образованной, причисляющей себя к элите. Но если поначалу это были картины зарубежных живописцев, то сейчас можно говорить о буме на отечественное искусство.
Свидетельством их популярности является немалое количество подделок работ Калмыкова и других художников. Обеспеченные граждане, созревшие для приобретения шедевра, конечно, хотели бы быть уверенными в его подлинности. Поэтому аукционы должны прижиться как атрибут нового времени.
Но таким же непременным атрибутом должно стать создание своего рейтинга художников. Рейтинговая система могла бы покончить с большим разбродом цен на произведения отечественных мастеров.
В России, например, каждые полгода издается художественный рейтинг, в котором Репин и другие классики, а также молодые художники, только начинающие выставляться, распределены по категориям - от первой до седьмой.
Казахстанским художникам нашлось место лишь в третьей и четвертой категориях, что не всегда объективно, считают наши искусствоведы и коллекционеры.
Собственный рейтинг восстановил бы справедливость и дал объективную оценку мастерству - как в художественном, так и в денежном отношении.
А пока таким мерилом стал первый аукцион. Его устроители планируют активно проводить торги. Интересно, что это происходит как раз в то время, когда многие алматинские и другие галереи жалуются на невозможность выжить без поддержки государства и даже закрываются.
Частный дом аукционов не надеется на помощь, хотя делом занялся не только рыночным, но и социально важным - поднять рейтинг казахстанских художников, открыть их для своих граждан и как можно больше картин оставить на родине, где их будут любить и ценить.

От редакции: Вниманию молодых и не очень, профессиональных и начинающих художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства!
Свои работы вы можете представлять и реализовывать на сайте http://art.extra.kz.

Мы желаем вам успехов на творческом поприще!