А самое интересное, что эти шесть тонн Балхашский горно-металлургический комбинат выбрасывает в атмосферу в полном соответствии с нормами, утвержденными Комитетом по охране окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов РК. БГМК еще можно похвалить за сдержанность, поскольку утвержденная норма для комбината 668,5 тысяч тонн выбросов в год, то есть по 9 тонн на пару легких.
Если не хватает воздуха, закройте окна!
16 апреля в школе № 16 города Балхаша случилось ЧП. Одновременно почувствовали себя плохо сначала малыши, потом старшеклассники. Дети жаловались на удушье, боли в области сердца, тошноту. Директор школы, депутат областного маслихата Хамар Адамбаева сразу вызвала сотрудников горСЭС. "Мы не сомневались, что дети отравились сернистым газом, - говорит директор. - В тот день трубы БГМК дымили особенно интенсивно, а наша школа расположена в 1-м микрорайоне, который чаще всего по розе ветров страдает от выбросов. Даже невооруженным глазом было видно, как по зданию стелется туман. Мы закрыли окна, вызвали врачей".
В районе школы лаборатория СЭС в тот день зафиксировала концентрацию сернистого ангидрида, в 56 раз превышающую предельно допустимую!
Прокуратура Карагандинской области провела глобальную проверку применения законодательства об охране атмосферного воздуха промышленными предприятиями. Результаты этой проверки говорят о том, что ситуация в регионах катастрофическая. Воздух, которым дышат люди, в большей своей части состоит из окиси углерода, пыли, сажи, сернистого газа и других агрессивных химических веществ. Прокуратура запросила в отделах здравоохранения условно чистых и условно грязных регионов показатели заболеваемости. В грязных - заболеваемость в два раза выше, онкологические заболевания фиксируются в пять раз чаще, в четыре раза выше показатель мертворождения и рождения детей с аномалиями внутриутробного развития. 70 процентов болезней детей связаны с болезнями органов дыхания. Бронхиальная астма поражает чуть ли не каждого ребенка, рожденного в Балхаше и Темиртау.
В Жезказгане медеплавильный завод выбрасывает ежегодно 145 тысяч тонн отходов. А всего в трехстах метрах от завода расположен рабочий поселок, где проживает сотни семей. Ежедневно легкие этих людей поглощают сернистого ангидрида в двадцать раз больше, чем может выдержать человек по понятиям Всемирной организации здравоохранения.
Только один металлургический комбинат АО "Испат-Кармет" в Темиртау выбрасывает на одного жителя по две тонны отходов. В дождливый день, когда над городом висят тяжелые тучи, которые не могут пробить дымовые факелы комбината, Темиртау погружается в ядовито-желтый туман. А ведь еще есть ГРЭС-1, химико-металлургический завод, цементный завод…
Экономика Карагандинской области пошла на подъем. Иностранные инвесторы вложили миллионы долларов, чтобы раскочегарить замершие в годы застоя трубы и печи. Трубы задымили. Жизнь стала налаживаться?
Жизнь или кошелек?
Во имя будущего процветания и богатства гробится сегодня здоровье нации. Казахстан, заплутав в реформах, с радостью отдавал свои трубы и печи иностранным инвесторам. Пожалуйста, берите, ни о чем не беспокойтесь, только сделайте нас опять богатыми и процветающими. Согласно договору правительства с корпорацией "Самсунг дойчланд" структурам корпорации "Казахмыс" определен чисто символический ежегодный взнос в фонд охраны окружающей среды - 75 миллионов тенге, это при том, что в состав корпорации входят крупнейшие промышленные предприятия области - БГМК, "Жезказганский медеплавильный", ГРЭС-2, угольный разрез "Борлы". Заметим для сравнения, что ТОО "Караганда-Пауэр", имеющему в структуре по сути одно "грязное" производство ТЭЦ-3, фиксированная ставка определена в 147 миллионов тенге! Логика решений проста: чем крупнее инвестор, тем больше инвестиций, тем зависимей мы от него. Казахстанский флагман "Испат-Кармет" и вовсе пять лет не вносит в фонд ни копейки, поскольку опять-таки по договору с правительством "Испат" сам решает, сколько денег и когда ему потратить на природоохранные мероприятия. Например, миллионы тенге в эти дни "Испат" вкладывает на реконструкцию каскадного фонтана в центре Караганды. Подарок городу в честь 10-летия независимости. Красиво получается. Английские лужайки, итальянские фонарики, наверняка проходят как природоохранные мероприятия… Но тем, кто ежедневно парится в аглоцехе Кармета, где температура воздуха летом достигает 65 градусов, эти лужайки до фонаря.
В 1997 году вся область ликовала, когда после многолетнего сна проснулись трубы Балхашского горно-металлургического комбината. 75-тысячный город вздохнул с облегчением. Наконец-то появилась работа. Тогда в воздухе витала лишь надежда на лучшее будущее, и даже привкус сернистого газа не затмил радости. И даже теперь, когда дети в школах стали падать в обмороки от отравления газом, а повальная аллергия перешла в стойкую хроническую астму, обоняние властей не обострилось. Как гигантский шаг в сторону процветания преподносится тот факт, что за 2000-й год БГМК выпустил 147 тысяч тонн черновой меди. О том, что при этом он "выпустил" в атмосферу 400 тысяч тонн серного газа, знают только специалисты. А теперь и прокуроры.
Советский проект комбината предусматривал ситуацию с отходами. Работали мощные установки по улавливанию газа, из которого получали серную кислоту. Новые владельцы завода - корпорация "Казахмыс" - сочла эту часть производства убыточной, за серной кислотой не выстраивалась очередь потребителей. Взяв комбинат в управление, корпорация так и не возобновила работу оборудования по улавливанию газа, производить серную кислоту невыгодно.
Кто сядет первым?
Прокурор области Ергали Мерзадинов на коллегии, посвященной охране атмосферы, во всеуслышание заявил, что время превентивных мер прошло. Штрафы и предписания не очистят воздух. Предписания просто игнорируются, а штрафы не обременяют карман собственника. Компания "АБС-Балхаш", к примеру, выбросив в атмосферу 270 тонн отравы при допустимой норме 171, без пререканий согласилась на штраф в 1,8 миллиона тенге, и продолжает газовать на высокой скорости. Отныне главным оружием прокуратуры будет остановка предприятия волевым решением, а на ответственные лица будут заводиться уголовные дела.
Пока на счету прокуратуры одно остановленное предприятие и ни одного уголовного дела.
27 июня на трассе Караганда-Павлодар в пыльном тумане, клубящемся с золоотвала ТЭЦ-3, произошло столкновение двух автомашин. Водитель просто потерял ориентацию в ядовито-сером тумане. Погибли два человека, еще шесть получили серьезные травмы. Как сообщил прокурор области, уголовное дело заведено только на водителя, он проходит по делу как единственный и главный виновник аварии, и только он сегодня сидит в СИЗО. "Я считаю, что рядом с ним сегодня должны находиться те ответственные товарищи, которые создали эту аварийную ситуацию, владельцы золоотвала, не принявшие меры к его утилизации", - сказал прокурор. Прокурору доложили, что, дескать, ответственный товарищ, вроде как акимат Караганды. Мерзадинова это не смутило: значит, с акима и спросим.