Продам талон! Недорого…

Неизвестно, что будет через пару дней, но можно сказать одно – бензиновые “короли” за несколько дней сорвали большой куш!

В середине прошлой недели министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат МЫНБАЕВ заявил о том, что повышение цен на ГСМ в Казахстане неизбежно, поскольку “не могут быть цены на 40 процентов ниже, чем в России”.

Слова министра “короли” бензоколонок восприняли, видимо, по-своему: повышение цен неизбежно, поэтому бензин надо попридержать. Четыре основные сети– КМГ, Royal Petrol, Helios и Sinooil – отпускали бензин только по талонам.

Во вторник в качестве эксперимента мы проехали по автозаправочным станциям в поисках самого ходового бензина – АИ-93 и обошли головные офисы крупных продавцов в поисках талонов.

Бензин – только оптом!

Как выяснилось, на автозаправках Royal Petrol в свободной продаже были бензины марок АИ-80 и АИ-96, цена последнего составляла 104 тенге. А вот АИ-92 и АИ-93 продавались только по талонам. Как говорили операторы, талоны водители могут приобрести в центральном офисе, предоставив РНН и удостоверение личности.

– Если будете брать талонами, то минимум 200 литров бензина, а если хотите оформить карточку – то минимум 500 литров. Да, чуть не забыла, стоимость литра бензина по талонам и карточкам отличается от стоимости на АЗС. Например, литр АИ-93 стоит 100 тенге, – с ходу огорошила менеджер.

На информационном табло в это время светилась другая цена бензина этой марки – 78 тенге.

На заправках торгового дома “КазМунайГаз”, по словам операторов, бензина не было. А если был, то отпускали строго по талонам. В филиале торгового дома “КМГ” по Алматы и Алматинской области приобрести талоны было невозможно, заключение договоров компания приостановила на неопределенный срок. “Позвоните через неделю, может, и будем заключать договоры с физическими лицами, но взять вы сможете максимум 500 литров”, – ответил дежурный.

Сеть АЗС Sinooil тоже продавала бензин лишь по талонам. Более того, в центральном офисе талоны на АИ-93 не продавали, а заключали договоры только на приобретение АИ-92 или АИ-96, опять же минимум на 500 литров.

Единственная сеть АЗС, на которой можно было заправиться АИ-93 за наличные, – Helios. Но далеко не в любое время суток и не в любой день.

Есть и еще один интересный факт: заключение договоров и продажу смарт-карт в компании приостановили, причем свои “литровые кошельки” не могли пополнить даже старые клиенты, уже имеющие карточки.

Игра по-крупному?

Однако через два дня, в четверг, 15 октября, ситуация в корне изменилась. Словно по мановению волшебной палочки все АЗС стали предлагать заправиться любой маркой бензина за наличные без всяких талонов да еще и по старой цене!

Может, это, конечно, и случайность, но появление дешевого бензина в свободной продаже совпало с приездом в Алматы Президента РК Нурсултана Назарбаева. Не нагрянет ли новая волна бензинового кризиса, когда глава государства покинет южную столицу?

В любом случае понятно, что себе в убыток бензиновые “короли” не работали. Ведь за предыдущие два дня они продали бензин на два месяца вперед, причем по высоким ценам. А водители, спешно закупившие талоны, кусают теперь локти.

Председатель общественной антимонопольной комиссии Алматы Петр СВОИК:

– Поскольку власти достаточно сильно нервничают по поводу создавшейся ситуации, пытаются ее контролировать и стращать предпринимателей, то последние делают вид, что борются с дефицитом. И для них талоны – это способ якобы решать проблему. Всякие сложности с тем, что талоны можно купить минимум на 200 литров или что талоны выдают только на определенную марку бензина, – это есть торможение свободной продажи. Кроме того, талоны на 500 литров – это, по сути, беспроцентный кредит автозаправкам.

Ситуация с бензином в Казахстане реально драматичная. И у автозаправщиков, с одной стороны, глаза горят в надежде в очередной раз навариться, но, с другой – расширены от испуга, что дефицит бензина станет реальным и никакими талонами его не прикроешь.

Заместитель директора центра анализа общественных проблем Канат БЕРЕНТАЕВ:

– Главная вина в сложившейся ситуации лежит на министерствах и правительстве в целом – они упустили контроль над стратегическим товаром! И это не в первый раз. Чтобы эту ситуацию с ГСМ разрешить раз и навсегда, необходимо утвердить примерные цены на ГСМ в пределах учета издержек производства на НПЗ плюс их прибыль – 15–20 процентов. А розничные цены – на основе цен производителей, с учетом транспортных затрат и прибыли, которую продавцы получают. И после этого любое превышение цен над утвержденными рассматривать как сверхприбыли и полностью изымать в бюджет.

Что касается талонов, то считаю, что вводить талоны на бензин в нефтедобывающей стране в мирное время – это что-то несуразное.

Анна ПАВЛОВА