Продается шахтерская слава

С грустного сообщения начался год для карагандинских шахтеров. О том, что компания собирается продать здание “Карагандаугля”, разговоры ходили уже давно. Но как-то не верилось в такое. Все равно, что крейсер “Аврору” собрались бы продавать. Это ведь не просто административное здание. Это – история Караганды, ее шахтерской славы…

Шахтерские генералы держали оборону

Здание возвели в 1966 году. Почти одновременно по единому уникальному проекту были построены три таких – в Кузбассе, Донбассе и Караганде. Это были символы шахтерских столиц, которые олицетворяли мощь и гордость советской тяжелой индустрии. Карагандинский проект завершался последним. И в нем есть небольшое отличие – отсутствие мраморных колонн. Хотя, как говорят ветераны, и колонны были уже возведены, и мрамор для облицовки куплен. Но кому-то из партийной верхушки не понравился шахтерский размах. Указание “быть скромнее” спустили в Караганду чуть ли не из ЦК компартии.

Но и без мрамора здание потрясало своей монументальностью. Не случайно, как только было завершено строительство, Карагандинский обком партии начал осаждать тогдашнего генерального директора производственного объединения “Карагандауголь” Петра Трухина. Шахтерского генерала уговаривали отдать здание обкому партии. Мол, негоже, когда в городе ведомство, пусть даже и угольное, стоит выше партии. А вы, мол, себе другое построите.

Как свидетельствует история, Трухин, отличавшийся крутым характером, ответил категорическим отказом: здание построено на деньги шахтеров, значит, и будет принадлежать шахтерам. Как вспоминают ветераны, за поддержкой генералу пришлось обращаться в Минуглепром.

В дальнейшем новые секретари обкома повторяли попытку вести переговоры с новыми генеральными директорами “Карагандаугля”. Но все они оказались безуспешными. А один из преемников Трухина приказал возвести над зданием огромными буквами надпись: “Слава шахтерскому труду!”. Застолбив тем самым принадлежность здания шахтерам. И шахтеров оставили в покое.

Отсюда, из центра Караганды, руководили шахтерские генералы своим огромным угольным бассейном. В состав ПО “Карагандауголь” тогда входило 66 предприятий, в том числе 26 шахт, два мощных угольных разреза, десятки производственных структур, 120 тысяч рабочих, 56 миллионов тонн угля в год. А еще – это 24 Героя Соцтруда, 25 лауреатов Госпремии.

Слава дорого обходится

Однажды утром карагандинцы проснулись – и не увидели привычного лозунга на фасаде. Вместо “Слава шахтерскому труду!” на здании была короткая лаконичная надпись: “Миттал”. Эпоха большого угля ушла в историю. Началось время Миттала.

Львиная доля шахт закрылась. Остались только те, которые пока нужны новому хозяину.

В целях оптимизации административных расходов руководство компании перевело руководящие структуры в Темиртау. И вот очередь дошла и до угольщиков. Какие могут быть сантименты, когда кризис на дворе! Расходы по содержанию огромного административного здания не оправдывают себя.

Вот такое объявление разместила компания в местных СМИ:

“АО “АрселорМиттал Темиртау” объявляет тендер на продажу на праве собственности здания, расположенного по адресу: Караганда, улица Алиханова, 13. Год постройки – 1966. Здание состоит из шести этажей и подвального… Общая площадь – 9 тысяч кв. метров. Здание продается вместе с земельным. Минимальное предложение на данную собственность – 600 млн. тенге. Предложения ниже данной цены не принимаются…”.

Говорят, покупатель на бывшую “славу шахтерского труда” уже нашелся – похоже, это будет корпорация “Казахмыс”. Казахмысовцы уже обосновались на четвертом этаже здания, и в объявлении отдельным пунктом указано, что четвертый этаж не продается.

Ничего личного…

Ветераны шахтерского труда написали обращение к акиму области, в котором очень просят главу региона выкупить у Миттала хотя бы первый этаж и организовать там музей шахтерской славы. Но аким пока ничего не ответил.

Выкупить хотя бы частичку здания хотят и независимые профсоюзы угольщиков. В рассрочку. Сразу большой суммы им просто не собрать. Ветераны и общественные организации собираются обратиться за поддержкой к жителям города, к шахтерам… И просят содействия местных властей – чтобы уговорили хозяина подождать. Или цену снизить. Или, может быть, город захочет выкупить здание в коммунальную собственность?

Но прошли те времена, когда это здание было столь привлекательным для власти. Тем более что, как нам сообщили в компании Миттала, вопрос уже практически решен. Ждут хозяина из Лондона, чтобы подписать купчую. И миллиардера упрекать-то вроде не в чем. Какое ему дело до нашей истории?

Ничего личного. Только бизнес.

Татьяна Тен, Караганда