Незаконная торговля детьми превратилась в чудовищный механизм, приносящий ежегодный доход свыше 10 млрд. долларов. Об этом говорится в докладе ЮНИСЕФ, департамента ООН по правам человека и ОБСЕ.
Согласно международному праву, торговля детьми является преступлением. Перемещение детей и их эксплуатация все еще имеет место на всех континентах. Нарушение прав человека заключается в том, что детей превращают в товар, который можно продать, купить, переместить и перепродать в целях сексуальной эксплуатации, работы в домашнем хозяйстве, на строительных площадках, шахтах или в бизнесе развлечений.
Почему это происходит на нашей территории?После распада Советского Союза сложилась тяжелая экономическая ситуация. Впервые остро встала проблема безработицы. Одновременно исчезла система государственных социальных гарантий, существовавшая при советской власти. Другой причиной детской проституции специалисты считают неблагоприятную обстановку в семьях, где дети наряду с нищетой сталкиваются с жестокостью и сексуальным насилием.
Проведя широкомасштабное журналистское расследование специалистами Института Войны и Мира (IWPR) удалось выяснить, что несовершеннолетние девочки продаются и покупаются как обычный товар и иногда оказываются в сексуальном рабстве.
Главным аргументом вербовщиков является то, что девочка за 2-3 недели сможет заработать такие деньги, какие ее родители не зарабатывают и за год.
Девочкам обещают, что через скоро они вернутся обратно, и никто не узнает, чем они занимались в столице. Сутенеры также успокаивают, что помогут восстановить потерянную девственность у лучших хирургов города.
Некоторых заманивают в проституцию подружки.
Ряды проституток пополняют, в частности, выпускники детских домов, которые выходят в большую жизнь без средств к существованию, а потому становятся легкой добычей. Такую молодежь можно легко "завербовать" и продать. Родственники их искать не будут, некому побеспокоится.
Контингент малолетних проституток в основном составляет девочки в возрасте от 11-ти до 16-ти лет, но попадаются и мальчики. Многие начинают в еще более юном возрасте. Можно сказать, что эти дети стали жертвами тяжелых социально-экономических перемен в обществе.
Так в связи с социальными условиями, отсутствием действующих законодательных и исполнительных баз, касающихся пресечения торговли детьми, появился спрос на дешевый труд мигрантов, развивается сексиндустрия.
Бедность и необходимость зарабатывать на жизнь, стремление к лучшей жизни, отсутствие школ в сельской местности, средств для оплаты образования, насилие в семье толкает детей продавать себя в рабство. Несмотря на ужасающую картину, каждая страна принимает решительные шаги по пресечению детского трафика.
Республика Казахстан является страной-участницей Конвенций ООН "О правах ребенка", Конвенции Международной Организации Труда "Об упразднении принудительного труда" и ряда дополнительных протоколов к ним.
Казахстан подписал Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
Также в 2004 году республикой ратифицирована Конвенция о предупреждении и пресечении торговли людьми. Государство обязано принимать все необходимые меры по предотвращению преступлений, связанных с проституцией и торговлей людьми, а также подвергать наказанию лиц, причастных к таким деяниям.
Эти меры осуществляются на основе тесного взаимодействия между странами-участниками конвенции при координирующей роли ООН.
На территории Казахстана серьезные исследования причин, характера последствий торговли людей не проводилось.
Тем не менее по данным Агентства по статистике Республики Казахстан в 2002 году в Кризисные Центры обратилось 3159 женщин по вопросам трафика, а за период 2003 года число обращений составило 1350.
По их количеству в регионах лидирует Карагандинская область.
Информации по детскому и мужскому трафику нет. Масштабы торговли детей неизвестны.
Правительство не имеет каких-либо программ, направленных на борьбу с детским трафиком. Однако в Уголовном законодательстве Казахстана есть статья, запрещающая торговлю детьми.
Статья 133 "Торговля несовершеннолетними", предусматривает ответственность за куплю-продажу, несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи или завладения им. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по этой статье - 10 и 12 лет.
Специальных статей, преследующих в уголовном порядке, детскую проституцию и детскую порнографию - тоже нет.
По достоверным источникам в Казахстане велись следствия по пяти уголовным делам, связанных с торговлей несовершеннолетними.
Четыре из них в Южно-Казахстанской области и одно - в Алматинской. В первом полугодии 2003 года в производстве находилось три уголовных дела по фактам продажи детей.
Все они завершены и направлены в суды Южно-Казахстанской области.
В ходе проверок, государственными служащими в южных регионах республики обнаружены отдельные факты привлечения детей на сельскохозяйственные работы (уборка табака или хлопка) в нарушение законодательства Республики Казахстан.
Основная причина - желание помочь семье, не имеющей постоянного дохода. Также нередко к работе привлекаются беспризорные дети, для которых важно получить однодневную возможность поесть и переночевать в тепле.
Анализ проведенного анонимного анкетирования среди подростков 15-17 лет, учащихся 9-11 классов 20 школ и лицеев г. Алматы показал, что 33,6% респондентов-подростков имеют опыт половых связей, 61,2% из них ведут регулярную половую жизнь.
К 12 годам опыт половых контактов имели 0,8% опрошенных, к 15 годам его приобрели уже 12,6% подростков. Заметную распространенность получила подростковая проституция: 40% респонденток, живущих половой жизнью, получали или получают вознаграждение за сексуальные действия.
Заболеваемость сифилисом девочек-подростков в 2 раза превышает аналогичные показатели у мальчиков-подростков. И преобладание количества регистрируемой заболеваемости сифилисом у девочек в подростковой группе свыше 14 лет связано именно с коммерцией сексуальных отношений.
В связи со сложившейся ситуацией в 2001 году Правительством была принята Концепция по нравственно-половому воспитанию в Республике Казахстан. Однако практические шаги по реализации этой Концепции предприняты не были и позднее ее упразднили.
Вследствие различных причин обостряется проблема социального сиротства и детского бродяжничества.
В таких условиях становится актуальной задача расширения в стране сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации. Однако в большинстве регионов страны таких учреждений нет.
Отсутствие должного количества учреждений такого типа неизбежно приводит к тому, что, не получив своевременной помощи со стороны государства, безнадзорные дети пополняют ряды правонарушителей или жертв насилия.
Особое внимание уделяется профилактике подростковой безнадзорности и устройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих.
За 6 месяцев 2003 года только в центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН) помещено 4826 безнадзорных и 1790 оставшихся без попечения детей и подростков.
Сотрудники ОВД осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с кризисными центрами для женщин и детей - жертв насилия.
В настоящее время на территории республики открыто более сорока Кризисных Центров.
Восемь из них специализируются только на помощи жертвам трафика. В центрах работают приюты, куда сотрудники полиции направляют для проживания женщин и детей - жертв насилия на период, в течение которого будут устранены причины способствовавшие совершению насилия и приняты меры к лицам, его совершившим.
Дети без взрослых в такие приюты не принимаются, ввиду отсутствия соответствующих законодательных норм.
Специальных приютов для детей - жертв насилия (так же, как и для мужчин) в Казахстане пока не существует.
Хотя еще в 2003 году планировалось открыть в Алматы приют для детей, временно ушедших из семьи по различным причинам.
Во всех государственных образовательных учреждениях введена должность заместителя директора по воспитательной работе.
В школах Жамбылской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей вместе с учителями работают инспектора по защите прав несовершеннолетних, в целях создания условий безопасности детям и подросткам.
В ряде школ г. Астаны, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей, с помощью местных исполнительных органов открыты службы безопасности несовершеннолетних.
Во всех регионах действуют "телефоны доверия", организовано дежурство социальных педагогов, психологов, врачей и родительской общественности.
В целях защиты прав, интересов и свобод несовершеннолетних от противоправных посягательств, введены должности школьных инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, за счет средств органов внутренних дел.
В настоящее время более 327 школьных инспекторов работают в общеобразовательных школах г. Астаны, Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей.
Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан "Об утверждении типовых штатов в организациях образования" во всех образовательных учреждениях введены должности психолога и социального педагога
В настоящее время в организациях образования республики в общеобразовательных школах работают более 939 психологов.
Остается надеяться, что увеличение государством профилактических действий в области защиты интересов детей поможет защитить подрастающее поколение от детского трафика.