Почему? Это пытались выяснить еще депутаты прошлого созыва. Направили в правительство запрос, и по нему даже была проведена комплексная проверка. Только вот на акт ревизии наложили гриф “Cекретно”. Что за ним скрывается, почему деятельность национальной атомной компании и урановой отрасли в целом столь непрозрачна? И кому это выгодно?
Мажилисмены были настойчивы. И выяснили, что начиная с 2000 года АО "НАК “Казатомпром” вывел из своего управления главные рудодобывающие месторождения страны. Крупные месторождения, а также вся система энергоснабжения рудников Казахстана отдана частным инвесторам. И теперь основными добытчиками и владельцами урановых месторождений на территории Казахстана являются иностранные компании, а не Казатомпром.
Степногорский горнохимический комбинат (СГХК), гордость советского атомпрома, принадлежит, например, офшорной компании New Power Systems Limited с уставным фондом всего… в 100 сингапурских долларов. Мало того, Казатомпром заключил в марте 2005 года с этой компанией поразительно невыгодный договор на осуществление доверительного управления.
Согласно ему Казатомпром обязуется осуществлять доверительное управление в интересах New Power Systems Limited, получая за оказываемые услуги оплату в размере 10 процентов от чистого дохода комбината. И это еще не все: оговорено, что New Power Systems Limited возмещает произведенные Казатомпромом расходы и затраты только при получении дохода. При отсутствии чистой прибыли затраты не возмещаются. Пункт, подозревают мажилисмены, не случайный: Казатомпром вкладывает в комбинат огромные средства – на создание сернокислого и молибденового заводов, а СГХК свою финансовохозяйственную деятельность завершает с убытком, превышающим 400 миллионов тенге.
Кроме того, комбинат, будучи убыточным, тем не менее берет крупные займы у банков второго уровня под гарантии Казатомпрома, щедро предоставляет их своим дочерним предприятиям.
Цены, по которым Казатомпром реализует продукцию комбината, – отдельная песня. Практически на уровне себестоимости, в несколько раз ниже мировых. Причем не пересматривались они аж с 1999–2003 годов.
Депутаты пришли к выводу: сегодня Казатомпром попросту расходует доходы от продажи национальных сырьевых запасов и средства казахстанских налогоплательщиков, направляя их на благосостояние одной иностранной компании. Иначе как объяснить тот факт, что страна, обладающая вторыми по величине запасами урана, имеет в итоге нерентабельную атомную отрасль?
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана