Процесс с сюрпризом

– Если бы сторонникам широкого введения суда присяжных требовались аргументы, этот суд явился бы замечательным примером. Как и ярким, показательным примером небрежности предварительного следствия, – считает экс-судья Верховного суда, не пожелавший, по понятным причинам, озвучивать свое имя на страницах газеты. – В этой ситуации судье не позавидуешь…

Действительно, чего только не произошло во время этого процесса: то адвокаты настаивают на отводе судьи, усмотрев в его позиции пристрастность, то прокурор требует привлечь к ответственности адвокатов за их “излишнюю” активность.

А в начале недели один из подсудимых – представитель ТОО “Меркурий плюс” Адильбек Жайлганов – поверг в шок не только суд и сторону обвинения, но и своих адвокатов. Он заявил, что является автором того самого анонимного заявления, на основании которого, собственно, финпол и начал следственные действия по утилизации ядовитых конденсаторов на “Дарьял-У”.

Впрочем, утверждает Жайлганов, авторства своего он и тогда не скрывал и по просьбе сотрудников финансовой полиции переписал анонимку, поставив под ней свое имя.

“Финпол использовал меня и бросил”, – сказал Адильбек Жайлганов на очередном судебном заседании. Напомним: государственный обвинитель запросил для него самое суровое наказание – 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Видимо, за оказание помощи следствию, горько пошутил подсудимый.

Заявление, о котором идет речь, было написано им 16 июня 2008 года и адресовано председателю АБЭКП Сарыбаю Калмурзаеву, генпрокурору Рашиду Тусупбекову и министру финансов Болату Жамишеву. В нем он просил произвести исчерпывающую проверку МООС по подготовке и утилизации конденсаторов. И указал, что прием актов выполненных работ и оплату их производит в одном лице, без согласования с кем-либо, директор департамента госзакупок МООС Татьяна Савицкая, что фактически руководит всем этим гражданин Германии, выходец из Казахстана Борис Меклер. И о том, что государству при этом наносится ущерб в особо крупных размерах.

Почему речь о письме в АБЭКП зашла только сейчас, под занавес процесса?

Защитник Жайлганова Гульжан Омарова поясняет, что “не стали озвучивать авторство о написании анонимного заявления до окончания судебного следствия, так как исходя из “почерка” сотрудников финансовой полиции, могли ожидать любых “дополнительных материалов” для приобщения к уголовному делу уже непосредственно в ходе судебного процесса”.

Вчера Адильбек Жайлганов вновь назвал “герра Меклера”, владельца немецкой фирмы “Ювента”, главным режиссером следствия и судебного процесса и вновь указал на то, что ни он, ни брат его жены Виктор Лайс, ни Татьяна Савицкая, ни Меньшиков, бывший директор ТОО “Меркурий плюс”, не были допрошены по делу даже как свидетели, несмотря на неоднократные ходатайства об этом. Более того, им была предоставлена возможность беспрепятственного выезда за пределы Казахстана.

Он также заявил о невиновности всех, кто сейчас находится с ним на скамье подсудимых.

Между тем суд идет своим чередом. Следующее заседание назначено на понедельник.

Наталия БУРАВЦЕВА, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана