Он проводился на протяжении всего 2008 года. Итоги показали - образование детей в сельских школах обходится в 3,5 раза дороже, чем в городских. При этом из-за недофинансирования 11 млрд. тенге или 4 % от общего бюджета среднего образования сельские педагоги платят за служебные нужды из своего кармана, "во имя качественного учебного процесса" в школах. Но качество образования на селе от этого не улучшается.
По последним оценкам независимых экспертов, в Казахстане с каждым годом увеличивается число малокомплектных школ (МКШ). Школы, где одновременно и в одном классе обучаются разновозрастные дети, по большому счету характеризуются менее профессиональными кадрами, более слабой материально-технической базой, недостаточным финансированием, и, как следствие, худшим уровнем знаний. При этом в Национальном отчете по образованию за 2006 год, малокомплектные школы названы наиболее проблемным звеном в сфере образования республики.
Сегодня рост "проблемного звена" на селе происходит за счет миграции жителей села, отправившихся в города за "большим рублем" и большими возможностями, в городе МКШ появляются в результате сноса частных секторов. Так, в докладе за 2007 год Министерства образования и науки (МОН) "Сведения о малокомплектных школах", отмечено, что с 2001 по 2007 годы количество МКШ увеличилось на 177 единиц, а "контингент учащихся возрос на 19,6 тысяч человек".
В рамках проекта, реализованного Исследовательским центром "Сандж", рядом независимых экспертов в сфере среднего образования при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан, было проведено исследование с участием директоров школ, работников системы образования, представителей родительской общественности Алматинской, Карагандинской, Актюбинской и Павлодарской областей. Отправной точкой для исследования стал тот факт, что за последние семь лет объем финансирования образования увеличился почти в семь раз. Но при этом никаких изменений в качестве образования не произошло, согласно результатам ЕНТ показатели в сельских школах на протяжении последних лет остаются неизменными - на 15 % ниже городских.
"Основная часть финансирования школ осуществляется за счет местных бюджетов. Причем его доля составляет до 80%. Как правило, средств в местных бюджетах всегда недостаточно, так как налоговых поступлений, из чего и формируется местный бюджет, на селе не так много, а трансфертов с центрального уровня не всегда хватает", - отметила Жанар Джандосова, директор Центра исследований "Сандж", в своем докладе. Кроме того, согласно статистическим данным МОН РК, в сравнении с городскими школами, где доступ к Интернету имеют 94,2% школ, среди сельских школ эта цифра едва достигает 87%, а МКШ - 76%, что дополнительно доказывает правдивость мнения о неравных условиях по информатизации и компьютеризации учеников, как составляющих понятия "качественное образование".
По мнению Ардак Садыковой, начальника управления департамента общего среднего образования Министерства образования и науки РК, этот вопрос решаем. В ближайшем будущем. "Сейчас по всей республике идет стратегическое планирование бюджета на 2009-2011 годы. Министерство образования и науки подготовило свою стратегическую программу, и хоть в ней особого внимания не уделено МКШ, равный доступ к образованию будет обеспечен. Прежде всего, за счет улучшения состояния материально-технической базы школ", - уверила она.
Пока же, по словам экспертов, объективная картина состояния МКШ выглядит следующим образом: помещения барачного типа, где в прошлом располагались бывшие лагеря труда или отдыха студентов. Эти здания практически полностью лишены какой-либо инфраструктуры, нет спортивных залов и отдельных тематических кабинетов. При этом, по подсчетам экспертов "Сандж", 33% МКШ находится в аварийном состоянии, а 82% - требуют немедленного капитального ремонта. Доля школ, не требующих ремонта, составляет лишь 3,3% от всех типов исследованных школ.
По мнению же Александра Семченко, заместителя председателя Республиканского института повышения квалификации научно-педагогических кадров системы образования РК, плохое состояние помещений МКШ - не единственная и не главная проблема. "Из выпускников педагогических вузов меньше 25% выпускников приходят работать в школу. Еще меньшее число этих выпускников идет работать в сельскую школу", - заявил он.
Причин тому тоже немало, и первая из них - мизерная заработная плата. По данным Агентства РК по статистике номинальная средняя заработная плата по республике в июне 2008 года составила 62 998 тенге. Одной из самых низких средних показателей по стране оказалась заработная плата работникам сферы образования - 40 459 тенге. В результате исследования выяснилось, что учителя, в зависимости от нагрузки и квалификации получают в среднем 30 тысяч тенге, минимум при этом составляет 12 тысяч тенге. "От 0,5 ставки до полной ставки - обычная нагрузка для учителей сельских школ, и в связи с этим их зарплата еще меньше оговоренной", - отмечено в докладе.
"В Казахстане на сегодняшний день 74% сельских школ, из которых 54% - МКШ. В книге образования имеется огромная страница, посвященная состоянию МКШ, но она не может существовать изолировано от других. В парламенте сегодня действует огромная система правового регулирования образовательного воспитания РК. Немаловажное значение при этом имеет принятие изменений и дополнений к действующим законам по развитию сельских регионов. Так, с января 2009 года стала действовать программа, согласно которой каждому желающему переехать работать в сельскую местность раздаются специальные пособия в количестве 70 расчетных показателей", - сообщила Светлана Ферхо, депутат Мажилиса Парламента РК, член комитета по социально-культурному развитию.
"В 2010 году в рамках такой программы будут решаться жилищные проблемы в качестве выделения средств на строительство или покупку жилья в сельской местности вне зависимости от профессии". По мнению депутата, это должно положительно сказаться на развитии жизни на селе в целом, и развитии МКШ в частности.