Еще в 1997 году, когда Закон “О жилищных отношениях” только принимался, юристы говорили о его несовершенстве. С тех пор прошло больше 15 лет, но в этой системе мало что изменилось к лучшему.
Вот только один пример: жильцы домов, входящих в алматинский КСК “Надежда”, говорят, что не знают, откуда у них появился председатель. Хотя по закону именно они должны были выбирать его на эту должность на общем собрании. В “Караван” же они обратились, когда руководство КСК едва ли не вполовину подняло им целевые, а предупредить об этом “забыло”. В доказательство того, что деньги используются неэффективно, жители прислали в редакцию “живописные” фотографии плачевного состояния их домов.
Собрание КСК, на которое нас пригласили жители, оказалось зрелищем не для слабонервных. Из-за криков и взаимных упреков не слышно было выступающих. В конце концов, не сумев перекричать толпу, один из жильцов просто обнажил торс, чтобы показать председателю, как его покусали блохи в подвале их дома.
– Получается, раз мы председателя своего КСК не выбирали, значит, он назначил себя сам? – возмущается жительница КСК “Надежда” Камилла АЙТАХУНОВА. – Вопросов к нему много. Достоверных отчетов о расходовании нам не предоставляют. В подвалах наших домов блохи, трупы кошек, двор не убирается. Списали деньги на какую-то замену труб в моей квартире. А я трубы меняла за свой счет!
– Председатель назвал там цифру – 1160 квартир по нашему КСК, – рассказывает житель КСК “Надежда”, экономист по образованию Роман АНДРУЦКИЙ. – И получается, если целевые повысили на 10 тенге, то по всему КСК сбор поднялся почти на 600 000 тенге в месяц! На каком основании? Мы считаем, что сначала КСК должен был представить нам акт обследования домов, что и где требуется заменить!
– Суммы-то фигурируют огромные! – говорит жительница КСК “Надежда”, пенсионерка Валентина ТЕРНОПОЛКО. – Вот бухгалтер показывает мне смету по нашему дому на 18 миллионов тенге, а где фактические расходы, дает справку на 13 миллионов. Где еще 5 миллионов, непонятно. Учета по каждому дому не ведется, все деньги складывают в общий котел, таким образом их расход контролировать труднее. И так бесконтрольно по Алматы десятки миллиардов тенге гуляют…
Словом, благая идея обернулась настоящей бедой для жителей, и КСК стали очагом напряженности. Дома ветшают, на ремонт нужны уже огромные деньги – и взять их, кроме как из кармана жильцов, – неоткуда. Жители же, из-за недоверия к системе, порой вовсе перестают платить за услуги. Нет у них уверенности, что деньги будут использованы по назначению, поскольку некоторые из председателей КСК уже давно освоили хитроумные схемы прикарманивания средств. Отсюда – бесконечные скандалы и разбирательства.
По поводу того, что с этим делать, есть разные мнения.
– На начало реформы в Алматы было 56 домоуправлений, – рассказывает руководитель движения “Поколение” Ирина САВОСТИНА. – Управдомы имели специальное образование. Сейчас у нас около 1000 КСК, и вообще непонятно, кто там управляет. А вы слышали, чтобы кого-нибудь из председателей КСК судили? Кто их проверяет? А ведь жилой фонд – это стратегическая отрасль!
– Всё же держится на собственнике, – считает юрист Ассоциации КСК г. Алматы Аркадий РУБЦОВ. – Поэтому одним из обязательных условий упорядочения работы КСК считаю повышение ответственности самих жильцов. Нужно дорабатывать Закон “О жилищных отношениях”. Ввести, например, обязательную отчетность для КСК перед собственниками квартир: потрачено на то-то, хотим сделать то-то, будем ремонтировать тогда-то. Сейчас в законе она формальная. Если тратятся миллионы, то и отчетность должна быть солидной.
– Закон “О жилищных отношениях” – самый бездарный! – считает известный общественник Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ. – По идее КСК должны были быть началом местного самоуправления. Но этого не произошло. Теперь вопрос настолько запущен, что нужно вмешиваться государству. Регулировать этот вопрос. Но кому-то, видимо, такая ситуация выгодна. Думаю, в этой отрасли чистой воды коррупционные схемы порой работают. Деньги крутятся большие – и соблазн большой. А люди – страдают…