400 годами раньше афинский полководец Фукидид, выступавший против спартанцев, считал, что эта черта характера полезна только в случае выжидания начала войны.
Упоминания данного явления можно встретить как в работах времен расцвета индустриальной революции в середине 18-го века, так и в Оксфордском словаре 1548 года, а первый исторический анализ этого феномена был сделан в лишь 1992 году.
В это состояние наверняка впадал или еще впадет любой человек планеты. Психологи называют его прокрастинацией, а попросту откладыванием «на потом» неприятных мыслей и дел.
С наступлением лета о нежелании выполнять свои текущие обязанности написали почти все мои друзья.
Вместо написания статей и составления промежуточных отчетов они начали бродить по всевозможным ресурсам безграничного Интернета, отвернув от коллег монитор своих компьютеров, уткнулись в онлайн-игры. Признаюсь, и я стала чаще отвлекаться на проверку многочисленных почтовых ящиков, прочтение смешных и тупых одновременно сообщений СПАМа, переписку с друзьями, пытающимися заставить себя работать.
«Вот скажи, что такое происходит? У меня на носу сдача финансового отчета, а я постоянно нахожу повод отложить его на завтра, а сегодня лучше переведу резюме, потом прервусь на кофе, потом надо обсудить текущие дела с коллегой. В итоге наступает завтра, а у меня опять ворох дел, но не тех», - очередное сообщение подруги побудило меня разобраться, что же с нами происходит и кто во всем этом виноват?
Первым, на кого пали мои подозрения в виновности, стало…лето.
- Пора отпусков, на улице солнце жарит всех, а мы все еще не загорели и вынуждены продолжать трудиться в прежнем режиме. Может, потому мы начинаем переключаться на мелочи - часами сидеть в Интернете на развлекательных порталах, раскладывать пасьянс или смотреть сериалы?- попыталась я обосновать свое предположение Светлане Морозовой, психологу, к которой решила обратиться за комментарием.
Ее ответ, признаюсь, смутил меня как человека, периодически впадающего, извините, в прокрастинацию:
- Моя позиция, как психолога-профессионала, состоит в том, что все, что вы описываете – лишь симптом более глубокого внутреннего конфликта. Те, кто хотят работать – работают. А тем, кому надо работать – не работают и в другое время года.
Ответ другого эксперта и вовсе заставил меня посмотреть на все другими глазами, потому что если сократить его комментарий до размера одной фразы, получим примерно следующее – «зачем организации работник, который не хочет работать»?
И вот здесь мне стало немного не по себе, потому что раньше все варианты «отвлечений» я воспринимала не более как повод дать отдохнуть организму. Отчасти это так. Но, как выяснилось в ходе разговоров со специалистами, частое отлынивание от какой-то конкретной работы чаще всего означает, что либо у работника нет мотивации и перед ним не была поставлена четкая цель, либо он не знает, как эту работу надо делать… Либо этот вопрос нужно адресовать работнику HR-отдела.
«У большинства офисных работников нежелание работать связано с размытыми задачами и задачами, которые перед ними стоят, а также размытыми критериями оценки их работы. Если стоит конкретная задача и сроки, то на бродилки по Интернету и прочие занятия просто не хватает времени, - комментирует Виктор Марченко, психоаналитик Института психоанализа Центральной Азии. - Другой момент, когда человек оставляет важную работу на потом – это своеобразный ответ организма на то, что настало время немного дать себе отдохнуть. И когда у человека появляется выбор между чем-то сложным, важным и чем-то требующим меньших затрат (умственных, физических), то чаще всего приоритет отдается последнему. А если при этом появляется еще возможность поговорить с кем-то, проверить почту или что-то подобное, то человек, на уровне бессознательного, если ему требуется отдых, отвлечется на эти менее значимые занятия. Это своего рода защитная реакция организма».
Но одно дело, когда такое отлечение помогает восстановиться организму и продолжить работу с еще большим рвением, и совершенно другой вопрос, если состояние затягивается.
По признанию специалистов, до определенного уровня прокрастинация считается нормой, которая при определенных условиях может стать проблемой, то есть тогда, когда она станет мешать нормальному функционированию.
Хроническая же прокрастинация может быть вызвана скрытым психологическим или физиологическим недугом, для лечения которого потребуется помощь профессионалов. Нам такая помощь, надеюсь, пока не нужна, а вот советы будут очень даже кстати.
Чтобы отучить себя распыляться на мелкие ненужные действия, эксперты советуют попробовать провести самостоятельный анализ - осознать, чем такое поведение чревато. «Для начала нужно просто подумать – а что будет, если я вдруг перестану выполнять все, что я должен. Что будет в результате? Скорее всего, такое праздношатание по блогам, социальным сетям приведет эффективность вашей работы к нулевому показателю. Тогда тут возникнет вопрос – а зачем тогда вы здесь, зачем вы как работник нужен этой организации? – рассуждает Виктор Марченко.
- Если человек знает КАК и ЧТО делать, но при этом делать просто не хочет, то тут вопрос к мотивации и отделу подбора персонала самой организации. Неужели зарплата выплачивается только за присутствие работника и выполнение работы только той, которую он хочет?».
По признанию специалиста, к нему довольно часто обращаются люди с просьбой помочь выйти из такого состояния, потому что они предвидят дальнейшее развитие событий. «Чаще всего – это топ-менеджмент компаний, которые говорят, что у них просто куча дел, но они не успевают ее выполнять, в итоге – постоянное чувство усталости, что сказывается на эффективности работы. Когда же мы с ними садимся и пытаемся проанализировать всю эту кучу дел, то в итоге получается, что только 20-40% из них – важные дела, остальное – ненужные занятия», - резюмирует Виктор Марченко.
Между тем западные коллеги нашего собеседника уже выделили четыре группы дел, на которые уходит наше драгоценное время: 1) важные и несрочные, 2) важные и срочные, 3) неважные и срочные, 4) неважные и несрочные.
Дела 1-й группы психологи называют самым верхним приоритетом нашей жизни и, следовательно, нашего сегодняшнего и завтрашнего дней. Сюда входит всё то, ради чего именно мы были рождены, ради чего живем на планете Земля.
Работаем, потому что хотим иметь здоровую семью, посещаем уроки английского, потому что хотим быть образованными и в следующем году намерены объехать всею Европу, вырываем больной зуб или даем себе возможность отдохнуть, потому что ценим свое здоровье.
«Важные и срочные» дела предполагают, действительно, неотложные дела: аварийная ситуация, болезнь, дедлайн, семейный кризис, угроза жизни. Кстати, рабочие дела в большинстве своем лучше относить как раз к этой категории. А для еще лучшей ориентации по своим делам и срокам их выполнения хорошо бы составлять четкое расписание дел согласно их приоритетам. И при каждом их выполнении с чувством выполненного долга вычеркивать их из списка «важных и срочных».
3-я группа «неважных и срочных» дел выглядит довольно забавно в версии Википедии, согласно которой здесь отобрана «всякая якобы неотложная ерунда» - соседи пригласили, 52-х-летие тёщи, ежедневные беседы во время обеда, 5-разовая встреча с покупателями, ежедневная уборка дома.
Ну и, наконец, 4-я группа с «неважными и несрочными» делами, которые эксперты именуют «тривиальным множеством». По их оценкам, такая категория ежедневных дел делает очень маленький вклад в ваше качество жизни, либо не делает его вообще. Это - затягивающиеся чаепития, СПАМ, интернет-блоги, игра в карты, посиделки до поздней ночи. В общем, все то, что так отвлекает меня и моих друзей.
Пообщавшись с профессионалами, мне сразу расхотелось в десятый раз проверить свою почту и выпить третью чашечку кофе.
По крайней мере, даю себе слово не делать этого, пока не допишу материал и не сдам отчет начальству, обещанный ко вчерашнему дню еще позавчера.
фото с сайта itogi.ru