Про бешеные деньги и непобедимые дорожные ямы

“Маневры” на 53 миллиарда

В апреле начальник управления автомобильных дорог Алматы Владимир Меренков сообщил, что в 2013 году его ведомство освоило 53,1 миллиарда тенге:

– Основные средства – 16,5 миллиарда тенге – мы затратили на строительство двух станций метрополитена. Сейчас правый перегонный туннель на двух станциях завершен, продолжается проходка левого перегонного туннеля и возведение двух станций.

Начальник управления заявил, что станции планируется сдать в эксплуатацию в 2014 году. И, внимание! По его словам, в 2013-м отремонтированы 222 улицы протяженностью 155,6 километра:

– Построены дороги в микрорайонах “Шанырак-5” и “Алгабас” протяженностью 8,3 километра, завершено строительство 10  и начато строительство 18 пешеходных переходов. Капитально отремонтирован участок дороги протяженностью 1,7 километра от пересечения Саина – Райымбека до границы города.

Но если дороги постоянно ремонтируют, почему после зимы они являют собой плачевное зрелище? Отчего канализационные люки на проезжей части превращаются в коварные ловушки? Из каких соображений после того, как положен свежий асфальт, вокруг люков зияют глубокие ямы и никто не торопится их заделывать?

Водитель по имени Серикбол ставит свою машину на одной стоянке со мной, на днях пожаловался, что провалился в люк и серьезно повредил авто:

– Я оформил патент, занимаюсь частным извозом, плачу налоги как за машину, так и за коммерческую деятельность. И вот только взял пассажира, как возле пересечения улиц Макатаева и Жангильдина… провалился в люк! Правое переднее колесо почти вырвало, пострадал привод и погнулся порог. Кто мне заплатит за вынужденный ремонт?

На брифинге Владимира Меренкова спросили, много ли приходит исков в адрес управления автомобильных дорог Алматы и возмещает ли оно материальный ущерб пострадавшим водителям? Уйдя от ответа, начальник управления сказал только, что претензии имеются. Между прочим, по словам местных жителей, этот канализационный люк в таком состоянии уже три недели, но решать проблему никто не спешит. Хотя, по словам Владимира Меренкова, на дорогах задействовано 14 ремонтных бригад.

Непролазные колдобины!

Ямы, коварные люки и выбоины можно увидеть в любой части города. Тот люк на пересечении улиц Макатаева и Жангильдина, о котором рассказал Серикбол, по-прежнему не был заделан. В качестве предупреждения кто-то воткнул в него две палки и привязал красную тряпку. Там же, на Жангильдина, прямо на трамвайных рельсах – выбоины. Неподалеку, на улице Сазановской, мы обнаружили сразу две глубокие ямы. Одна образовалась из-за провала канализационного люка.

Но если вы думаете, что царство ям и выбоин – удел окраин Алматы, а в центре их нет, то глубоко ошибаетесь. Такое можно наблюдать на перекрестке Байтурсынова – Жамбыла. Между прочим, эта яма стала причиной нескольких ДТП. Не менее опасные выбоины  по Утепова – на участке между проспектом Гагарина и улицей Розыбакиева. Схожий “пейзаж” на перекрестках Байзакова и Жамбыла, Байзакова и Муканова. Сплошной кошмар – отрезок дороги в районе пересечения улиц Маречека и Момышулы. А в микрорайоне “Айгерим”, где недавно заасфальтировано несколько улиц, нет тротуаров! Люди вынуждены идти рядом с несущимися машинами, рискуя своей жизнью и детьми.

Когда управление автомобильных дорог ликвидирует все эти проблемы?

Ямочный ремонт как бездонный колодец

– В Европе используют литой асфальт, но так как у нас летом наступает очень сильная жара, то он размягчается, – заявляет Владимир Меренков. – А на ямочный ремонт уходит почти в два раза больше средств, чем на укладку нового асфальта!

Так что же происходит с канализационными люками? Почему они либо проваливаются, либо находятся в выдолбленных гнездах глубиной около 15 сантиметров и долгое время остаются незаделанными?

– Люки – это почти всегда ямочный ремонт, – сказалзаместитель начальника управления дорог Алматы Гани Мырзаханов. – Почему пространство возле крышек остается незаасфальтированным? Асфальтоукладчик не может точно положить асфальт, и остается пространство, оно позже ликвидируется вручную. Сами люки проваливаются оттого, что не выдерживают нагрузки. Тяжелые автобусы или грузовики наезжают колесами на крышку люка, и она проседает в грунт. Постепенно люк уходит все ниже и может вообще провалиться в колодец. Это давняя проблема.

Владимир Меренков удивил всех, заявив, что автомобильные развязки (кстати, на начало строительства очередных четырех в 2014 году планируется выделить 900 миллионов тенге) не являются надежным средством от пробок и загазованности:

– Надо снижать количество машин. Следует создать невыгодные условия для автолюбителей, чтобы парковаться им было негде или это стоило бы дорого. Тогда они оставят свои машины и пересядут в автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.

Звучит логично. Если машин станет меньше, дороги дольше будут в рабочем состоянии, а если по ним вообще не ездить, то автомагистрали станут вечными.

P. S. На ремонт дорог Алматы в 2014 году выделяется 50,8 миллиарда тенге! Хочется верить, что управление автомобильных дорог потратит эти немалые средства на дело и проведет качественный ремонт автотрасс. Поживем – увидим.