Призрак бродит по Востоку…

Часть первая
Инициированный казахстанским президентом Союз центрально-азиатских стран не вызывает большого оптимизма у российского руководства.
На нынешнем этапе развития региона сложилась ситуация, когда любые интеграционные идеи натыкаются на мощнейшее противодействие со стороны центров силы - Вашингтона, Москвы, Брюсселя или Пекина.
На недавней встрече президентов России и Казахстана в Москве Путин довольно вяло прореагировал на эту идею, воспринимая любые локальные союзы в ЦА как попытку искусственно снизить степень влияния России в регионе.
Но, несмотря на эмоциональную составляющую процесса, идея жива… Причем, самым сильным тормозом может стать позиция Узбекистана, изначально стремящегося развивать взаимоотношения между соседями на двусторонней основе, и всячески уходящего как от многосторонних форматов, так и от многосторонних обязательств.
Суть интеграционных предложений Ислама Каримова и Нурсултана Назарбаева по созданию в Центральной Азии интеграционной структуры мало чем различается. Сегодня Казахстан предлагает союз с позиций экономического и политического лидерства в регионе, стремясь стать государством, на которое будут ориентироваться другие страны ЦА.
Специфика момента в том и заключается, что ныне в регионе нет другой экономической структуры, способной противостоять казахстанской модели развития. Образование союза с центром в Астане отвечает региональным претензиям Казахстана, но именно данное обстоятельство стало решающим фактором торможения процесса.
Узбекистан по промышленному потенциалу вполне соотносим с Казахстаном. Конечно, есть ресурсный потенциал Ашхабада, однако, чтобы трансформировать его в производственный, необходимо сначала эту самую промышленную структуру выстроить.
Официальный Ташкент провозглашал региональные интеграционные идеи в период довольно теплых отношений с Соединенными Штатами Америки. Последние и должны были выступить гарантом того, что в предлагаемой Ташкентом схеме интеграции Узбекистан займет ключевое место.
Примечательно то, что разговоры об интеграции стихли сразу же после того, как официальный Ташкент попал в "андижанские ножницы". Данное обстоятельство еще раз говорит о том, что Каримов видел союз стран региона по разработанной им схеме: объединение центрально-азиатских стран с центром в Ташкенте. И, естественно, с поддержкой такого центра со стороны США.
Но чтобы понять глубинную суть региональных инициатив, необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Быть может, там до сих пор находится рациональное зерно, способное преобразовать красивые пропагандистские лозунги в реальные интеграционные структуры.
Турецкий фактор
Еще в 30-е годы прошлого столетия основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк предупреждал, что в тогдашней Средней Азии проживают родственные туркам народы, и верил, что настанет день, когда они станут независимыми. Ататюрк советовал Турции быть к этому готовой.
Нет ничего удивительного, что именно эта страна в числе первых признала независимость бывших советских республик, среди которых сама же и выделяла Азербайджан, Киргизию, Казахстан и Узбекистан.
Через несколько месяцев после обретения суверенитета, Турция открыла там свои дипломатические представительства. Во времена СССР Москва не допускала налаживания прямых отношений между вышеупомянутыми странами и Турцией, опасаясь распространения идей пантюркизма.
Турция стремилась путем культурного обмена вывести страны региона из-под российского влияния. Самым перспективным путем для взаимного познания искусственно разделенных коммунистами народов был признан обмен студентами и школьниками: проживая и обучаясь вместе, молодые люди могли бы узнать больше друг о друге и быстро изучить турецкий язык. Президент Турции, ныне покойный Тургут Озал, еще во время своего официального визита в тюркоязычные страны весной 1992 года подписал с ними соглашения о взаимном обмене студентами и учащимися. Согласно данному документу, Турция обязывалась каждый год принимать по две тысячи студентов из каждой республики, обеспечивать стипендиями и распределять их по высшим и средним учебным заведениям по всей стране. В свою очередь, турецкие студенты по государственной линии направлялись для обучения в вузы вышеупомянутых республик.
Сделав очень важный, конкретный шаг в сторону сближения братских народов, в апреле 1993 года Тургут Озал совершает двенадцатидневный официальный визит в тюркоязычные страны Центральной Азии и Азербайджан. Итогом его турне стал подписанный всеми президентами этих государств протокол о создании содружества тюркоязычных стран.
Однако на следующий день после возвращения в Турцию, 17 апреля 1993 года, президент Озал внезапно умирает, унося с собой, как выяснилось впоследствии, и идею создания содружества тюркоязычных стран. Тогда даже поползли слухи о том, что турецкий президент, якобы, был отравлен теми, кто не хотел образования подобного содружества и сильно боялся появления на мировой сцене нового союза.
17 апреля 2007 года по одному турецкому частному телеканалу было показано интервью супруги покойного Тургута Озала - Семры Озал, в котором она заявила о своей уверенности в том, что ее муж был отравлен. Она рассказала, что ее бывший муж внезапно упал, когда они шли по улице.
Жена покойного президента заявила, что накануне Тургута Озала буквально заставили выпить стакан лимонада, тогда как, согласно правилам, напиток сначала должен был быть продегустирован другим человеком. Госпожа Озал отметила, что существуют возможности отравления "с часовым механизмом", когда с точностью до минуты можно рассчитать время смерти отравленного человека.
Некоторые события, произошедшие после смерти президента Озала, также подтверждают версию его супруги об отравлении. Так, по ее словам, не было произведено вскрытие тела покойного, что является обязательным в таких ситуациях; пробирка с кровью президента, взятая для анализа, была сломана "по неосторожности", а снятый с покойного образец волос не подходил для анализа вообще.
Узбекский вектор
После Озала идею содружества попытался оживить президент Узбекистана Ислам Каримов, который опубликовал книгу под названием "Туркестан - наш общий дом". Однако времена были не подходящие, во-первых, переживаемые тогда экономические кризисы в странах региона не дали возможности серьезно сосредоточиться на данном вопросе, во-вторых, в усилении ЦА не были заинтересованы и некоторые внешние силы, в-третьих, конкуренция отдельных президентов за лидерство в регионе не позволила проведению дальнейшего серьезного обсуждения идеи.
Между тем, существенным шагом на пути сближения тюркских народов должно было стать принятие парламентами Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана законов о переводе алфавита с кириллицы на латиницу.
Кстати, в Азербайджане и Узбекистане новый алфавит, основанный на латинице, действовал еще с конца двадцатых годов прошлого столетия до 1940 года, а в Турции закон о переходе на новый алфавит был принят осенью 1928 года. Однако тогдашние советские идеологи, боявшиеся распространения идей пантюркизма и сближения братских народов, проживающих в разных политических системах, одним махом решили проблему, в 1940 году отменив латиницу.
Латинский алфавит уже несколько лет действует повсеместно в Азербайджане и Туркменистане. А в Узбекистане полный переход на латиницу успели отсрочить трижды, и, согласно последним изменениям в законодательстве, срок ее повсеместного введения отложен до 2010 года.
В начале 1994 года отношения между Узбекистаном и Турцией сильно испортились из-за опального оппонента президента Каримова Мухаммада Салиха, который, покинув родину, поселился в Турции. На требование Узбекистана выдать лидера партии "Эрк" Турция ответила отказом.
В ответ узбекское правительство пересмотрело свои отношения с этой страной и осенью 1994 года более восьмидесяти процентам студентов, которые обучались в Турции, на основании нигде не опубликованного указа было отказано в выезде туда для продолжения учебы после летних каникул. А в 2000 году Узбекистан и вовсе прекратил действие соглашения об обмене студентами двух стран…
Не секрет, что главными сдерживающими факторами союза стран ЦА стала выжидательная позиция официального Ташкента и не совсем внятная внешнеполитическая доктрина США в регионе.
Узбекистан занимает такое положение в регионе, что без лояльности Ташкента любые интеграционные идеи обречены на фиаско. С другой стороны, американцы еще не нащупали точки опоры, с помощью которых они бы могли вернуть свое влияние в регионе, традиционно считающимся зоной жизненно важных интересов Москвы.
Когда это произойдет, вопрос, на который еще нет ответа…

Продолжение следует