На совете присутствовали практически все начальники управлений с одной стороны и главы отраслевых общественных ассоциаций - с другой.
Экспертный совет - это, можно сказать, диалог власти и общества, и по большому счету - результат борьбы первого за свое выживание.
Предыдущее совещание проходило ровно год тому назад, из чего общественники и чиновники сделали вывод, что этого явно недостаточно. Самым оптимальным вариантом, по обоюдному мнению сторон, было бы проведение ежеквартальных встреч. А некоторые общественники предложили встречаться даже раз в месяц.
Больше всего, удивляет то, что этого не хватает чиновникам, по их признанию. Ведь на Совете обсуждали проблемы, связанные с критикой работы налоговых органов. Но по словам самих чиновников, подобные встречи являются не только источником получения информации. Как сказал Канат Баедилов, председатель городского налогового комитета, экспертный совет играет роль своего рода "медитативной отдушины", которая снимает напряженность в отношениях между налогоплательщиками и чиновниками.
Интересно отметить молодость большинства начальников управлений - этакие представители "золотой молодежи". Наверное, хорошо, в отдельных случаях, назначать молодых людей на руководящие посты - поддерживать, как сказал однажды глава государства Нурсултан Назарбаев, честолюбивые помыслы отроков. При этом, зная проблематичность поиска работы, девиз "молодым везде у нас дорога…", - работает, видимо, не для всех. Замы же шефа столичного налогового ведомства - люди постарше.
Совет продолжался свыше 2х часов. Говорили "о наболевшем", преимущественно, представители общественности, а налоговики, по большей части, слушали и отвечали на вопросы. Эффектным выглядели приемы шефа горналкома, который отдавал некоторые распоряжения прямо на совещании.
Успели обсудить целый список проблем. Некоторые из них являются весьма емкими, чтобы решить их в течение одного совещания. У некоторых из этих проблем успела "вырасти борода и усы". К примеру, прошло уже несколько лет, а электронная система передачи данных (по Интернету - ЭФНО, СГДС и т.д.), которую бывшее МГД представляло налогоплательщикам с пышной помпой, до сих пор не функционирует должным образом, и не обладает нужным качеством, у самих же налоговых органов, по их признанию, слабая компьютерная техника.
Электронная система в силу технической слабости дает сбои, приводя к ошибкам в отчетах. А за ошибки в отчетах налоговики налагают штрафы, которые вымывают оборотный капитал у предприятия.
Но в данном случае обвинять налоговиков очень трудно, потому что они штрафуют в соответствии с Административным кодексом (КоАП). А этот Кодекс является плодом коллективного труда многих контрольнонадзорных госорганов. Это, можно сказать, отражение их корпоративного, чиновничьего интереса. Хотя, нужно сказать, что налоговики применяют КоАП достаточно ретиво активно.
По этому поводу налоговики сказали, что система еще пока только обкатывается, находясь в экспериментальной разработке, чему общественники выразили свое неприятие. "Систему нужно сначала апробировать, а потом запускать в эксплуатацию. А то в данном случае правительство просто экспериментирует на живых людях". Общественники также предлагают ввести мораторий на штрафы, пока идет апробация системы.
По мнению юристов, взимать штрафы в период проведения какихлибо экспериментов - мера незаконная, и даже антиконституционная. Следовательно, все наложенные штрафы за ошибки в декларациях не обоснованы.
На это налоговики говорят, что за сбои они не возлагают никакой штрафной ответственности. Они наказывают за опоздания и просрочки. И сами тут же признают, что введение электронной системы - это проведение эксперимента.
И вроде бы распоряжения о штрафах подписываются с тяжелым сердцем, ведь за каждым наказанием - человеческие слезы, страдания, судьбы и неполученные зарплаты. Вот так плачут и наказывают, плачут и наказывают. "А иначе никак не возможно приучить к дисциплине нерадивых налогоплательщиков и бухгалтеров".
Даулетхан Баймурзин, зампред горналкома Алматы сказал, что штрафные санкции дисциплинируют налогоплательщиков и бухгалтеров. Однако главы общественных организаций отметили маловероятность того, что штрафная база хоть както уменьшилась. Видимо, нарушители пополняются за счет новоиспеченных субъектов бизнеса. По словам Каната Баедилова, в Алматы ежегодно появляются около 10 тысяч новых налогоплательщиков, что значительно усложняет работу налоговым органам. Количество инспекторов при этом не увеличивается.
По анализу, проведенному департаментом малого бизнеса алматинского акимата, в настоящий момент в южной столице насчитывается 28,5 тысяч субъектов малого бизнеса (СМБ) и около 20 тысяч частных предпринимателей. Исходя из грубой арифметики, получается около 50 тысяч. Но это еще не все. В целом налоговые отчеты сдают 48 тыс. юридических лиц, к которым нужно прибавить 20 тысяч частных предпринимателей. Конечная цифра приближается к 70 тысячам.
Пока Алматы продолжает оставаться крупным финансовым центром. По словам Каната Баедилова, южная столица формирует около 20% республиканского бюджета, а отдельный алматинский район приносит дохода в казну порой больше, чем это делает какаянибудь область.
В этом месте предприниматели выразили понимание проблемы нагрузки на налоговые органы, когда число налогоплательщиков растет, а количество инспекторов не увеличивается. И это создает проблемы сутолоки и волокиты при сдачеприеме налоговых деклараций в операционных залах.
Общественниковналогоплательщиков, больше всего, возмущает, что при неготовности электронных форм налоговой отчетности, их заставляют сдавать декларации именно по Интернету, запрещая при этом бумажные носители. Как отметила Мунавара Палташева, исполнительный директор алматинской Ассоциации предпринимателей, налогоплательщики на протяжении нескольких месяцев не могут получить криптографический ключ, необходимый для сдачи отчетности на электронных носителях.
Заставлять налогоплательщиков, таким образом, обращаться в коммерческие структуры для получения криптографического ключа, выглядит, по выражению Мунавары Палташевой, "полным маразмом".
Даже наличие данного ключа не гарантирует качественной сдачи отчетности и вызывает сбои в системе. Общественники выразили мнение, что они не против ЭФНО (электронных форм налоговой отчетности), а даже "за" всеми руками. Но они ратуют за качественную систему, а также за альтернативу - бумажные носители, пока не отладили современные средства коммуникации. Отказ от бумажных носителей больше выглядит не столько отказом от старого и отжившего, сколько принуждением и навязыванием.
Еще она отметила подробность, в которой больше намекает на коррупцию. Если раньше отчеты должен был принять любой инспектор в независимости от того, кто ему сдает декларацию, то сегодня в районных налоговых комитетах инспекторы, возвращают вчерашнюю практику, начиная разделять налогоплательщиков на "чужих" и "своих". И "чужих", соответственно, отправляют к "своим" инспекторам.
Канат Баедилов действительно признал, что налоговые инспекторы часто допускали и допускают нарушения и перегибы, требуя налоговую сдачу отчетности в электронном виде. Председатель алматинского налогового комитета пообещал, что инспекторы будут принимать декларации и на бумажном носителе, а также перестанут безапелляционно требовать криптоключи, пообещав, что подобное впредь больше не повторится. Сегодня ведется работа по апгрейду (совершенствованию) компьютерной техники. В частности, проведена работа по увеличению объема памяти компьютера центрального сервера Министерства финансов в Астане.
Проблема, связанная с выдачей криптоключей, снова упирается в техническое несовершенство техники в районных налоговых комитетах, что, по живописному выражению главы алматинских налоговиков, вызывало очередь, словно в мавзолей.
По поводу доставки налоговой отчетности от бухгалтеров к инспекторам, глава городского комитета сказал, что в период отчетности в оперзалах наблюдается вавилонское столпотворение, где не то, что яблоку - вишенке негде упасть. И в этот самый период он самолично наблюдал, как некие представители сомнительных фирм пытались за определенную оплату (от 500 до 1000 тенге) предложить услуги по передаче документов. А сомнительные они потому, что не имеют лицензии, и, следовательно, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, которая влечет уголовное наказание.
Уголовное законодательство распространяется также и на тех, кто не сообщает в органы правопорядка о готовящемся или совершаемом преступлении.
На встрече подняли проблему операционных залов, которые принимают отчетность только до 12 часов пополудни. А потом: кто не успел, тот опоздал! Приходится снова успевать до 12.00. Общественники задали вопрос: почему только до 12.00, ведь рабочий день всех честных и добрых людей продолжается как минимум до 18.00?
Глава городского налогового комитета проникся проблемой и понял, что это действительно не совсем хорошо, и тут же отдал распоряжение подчиненным принимать отчеты "до последнего клиента", то есть налогоплательщика. По этому поводу он сказал, что медеуский районный налоговый комитет в последний день сдачи отчетности работал до 23.00. Однако, как оказалось на практике, районный комитет в таком режиме работал в последний день, а в обычный день он все же принимает отчетность до 12.00.
Честно говоря, осталось непонятным, что означает постановление "до последнего клиента". Шут его знает, когда он придет этот последний налогоплательщик. Если данное распоряжение вступит в силу, райналкомам придется работать 24 часа в сутки.
По поводу разряжения сутолоки, Канат Баедилов еще сказал, чтобы налогоплательщики "не занимались бы мазохизмом и не сдавали отчетность в час пик, а делали бы это в начале месяца, особенно те, кто сдает пустографки".
Вообще день сдачи налоговых деклараций - особая и даже больная тема. Серик Туржанов, директор департамента малого бизнеса алматинского акимата, нарисовал следующую картину. Некоторые предприятия нанимают по 3, по 5, а иногда и по 8 бухгалтеров. В среднем, по совокупности числа предприятий, получается по 2. В году вмещается 286 рабочих дней. Из них около 240 дней уходит как раз на подготовку налоговой отчетности. То есть кроме своей непосредственной работы, бухгалтер, в большинстве, занимается отношениями с госорганами.
В результате, цена вопроса отношений налогоплательщиков с налоговым ведомством составляет не больше не меньше - 600 млн. долларов в год. И это сумма не налоговых выплат, это цена бюрократии, т.е. налогового администрирования - бланки, стояния в очереди, транспортные расходы (бензин, водитель). По словам Серика Туржанова, в 2002 году штрафная база по налогам составила порядка 8 млрд тенге. Ни общественники, ни налоговые чиновники не смогли сказать, сколько штрафов было наложено в прошлом году, но выразили подозрение, что цифра не уменьшилась, если не увеличилась.
В 2003 году субъекты малого и среднего бизнеса заплатили налогов на общую сумму в 110 млрд. тенге. Общественники говорят, что такую сумму можно было бы пустить на инвестиции и реинвестиции в собственное предприятие и развитие. Но правительство отнимает эти деньги, сокращая шансы для развития.
Следовательно, сегодня самым животрепещущим образом стоит проблема повышения эффективности работы бюрократического аппарата. Его неотлаженная работа обходится очень дорого всем налогоплательщикам. Предприниматели все свои расходы закладывают в конечную цену продаваемого товара. Фактически, потребители платят не только за приобретаемый товар, а также за взятки чиновникам, за бюрократическую волокиту, за глупость на государственном уровне.
Каким видится решение проблемы? В очередной раз самые активные сограждане начнут разрабатывать схемы по оптимизации налогового администрирования.
По предложению Серика Туржанова, настало время общаться с налоговыми инспекторами достаточно профессиональным бухгалтерам. Вопервых, дело в том, что не у всех бухгалтеров одинаков уровень квалификации. Вовторых, содержание хорошего бухгалтера обходится недешево.
В данном случае глава департамента предлагает развивать систему централизованной бухгалтерии. Такая система предполагает ведение отчетности одним бухгалтером сразу для нескольких предприятий. Сегодняшняя практика уже знает положительные примеры такой системы.
Некоторые отставные налоговые инспекторы создают предприятия, которые занимаются оказанием услуг по централизованной бухгалтерии, что снимает некоторое напряжение в отношениях общества и власти по части налогов и сокращает количество контактов налоговых резидентов и служащих. Физические контакты иногда спонсируют коррупцию.
Закончилось совещание обсуждением внутреннего взаимодействия городского и районных налоговых комитетов. Перестало быть секретом, что иногда нижестоящие подразделения госорганов не выполняют распоряжения вышестоящих, ссылаясь на незнание, недопонимание и т.д. В результате у налогоплательщиков возникает ощущение, что городское начальство районных подразделений находится как минимум на другой планете - изза плохого информационного оповещения, или от нежелания исполнять какиелибо постановления.
По этому поводу общественники предложили ужесточить работу городского комитета - как минимум, вывешивать стенды с распоряжением руководства городского комитета. А по большому счету, за исполнение и/или неисполнение необходимо было бы возложить персональную ответственность.
Алматинские чиновники отмечают сложившуюся тенденцию. Порой у общественной организации, к примеру, отраслевой ассоциации появилось больше возможностей протолкнуть, пролоббировать какойнибудь законопроект по сравнению с госорганами на местах. Поэтому, даже если чиновники на местах и хотели бы сделать чтонибудь хорошее "продавить" предложение через свое министерство уже становится крайне затруднительным.
Чиновники на местах в приватных разговорах, а порой даже и публично признают вредоносность того или иного положения в законе.
Следовательно, законодательная диверсия и закладывание коррупции в закон происходит в профильном министерстве. По признанию руководителей общественных организаций, на местном уровне выдавить "яд" из какогонибудь постановления намного проще, чем на министерском уровне.
Электронный адрес автора peternnp@yahoo.com