Не стала исключением и Япония, которую притягивает в регионе, а точнее в Казахстане, наличие богатых залежей полезных ископаемых.
Это и понятно, так как Япония импортирует почти все нужное количество нефти из-за рубежа. Так более 80% импортируемой сырой нефти доставляется со Среднего Востока, в частности, из стран Персидского залива. Учитывая напряженную ситуацию на Востоке, а также в целях снижения зависимости, Япония вынуждена была искать источники импорта в других регионах, в том числе, в Каспийском.
Вместе с тем сфера интересов Японии в Казахстане распространяется и на урановые залежи. Японские деловые круги заинтересовались месторождениями в Казахстане урана и его добычей и сегодня намереваются принять более активное участие в данном процессе.
Лишним тому подтверждением стал визит премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, в рамках которого прошло подписание совместного заявления с участием президента Казахстана и премьер-министра Японии о дальнейшем развитии дружбы, партнерства и сотрудничества между Республикой Казахстан и Японией.
Природные ресурсы
В рамках визита глава правительства Японии, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Б. Измухамбетов и посол Японии в Казахстане Тэцуо Ито подписали меморандум о намерениях между правительствами двух стран о продвижении сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.
У Казахстана аналогичное соглашение уже есть с США и с "Евроатомом".
Подобные соглашения с одной из ведущих стран мира являются лишним подтверждением того, что экономический рост, а также стабильная социально-политическая ситуация в республике не дают иностранным корпорациям повода для беспокойства, а способствуют только углублению и расширению взаимовыгодного сотрудничества.
Вместе с тем не только в урановой сфере сильны связи между Японией и Казахстаном, и что интересно, объемы растут из года в год. В данном случае Казахстан является крупным поставщиком цветных и черных металлов в Японию, которая, в свою очередь, поставляет в Казахстан оборудование, автомобили, электробытовые приборы.
Так, товарооборот между Казахстаном и Японией в январе-июне 2006 года составил 439,2 млн. долл. США, увеличившись на 21% в сравнении с аналогичным периодом 2005 года.
Стоит отметить, что в 2005 году этот показатель превысил 736,1 млн. долл. США, в том числе экспорт из Казахстана - 137,2 млн. долл. США, импорт из Японии - 598,8 млн. долл. США.
Такому бурному росту товарооборота способствует деятельность на территории Казахстана порядка 15 японских компаний, в числе которых можно увидеть "Иточу", "Мицубиси", "Мицуи" и др., которые занимаются также и разведкой нефтяных месторождения, и транспортировкой энергоносителей.
При этом инвестиционная деятельность большинства японских компаний направлена преимущественно на минерально-сырьевой комплекс.
Нефтегазовая отрасль
На рынке Казахстана в данной области эффективно работает Японская национальная нефтяная корпорация JNOC. В Казахстане она участвует в освоении нефтяных месторождений на шельфе Каспия.
В данном случае стоит отметить, что договоры об участии японских компаний предусматривают прямое участие японских фирм в разработке и реализации инвестиционных проектов в смежных отраслях.
Японская национальная нефтяная корпорация (JNOC), "Иточу", "Мицуи", Японская нефтеразведочная компания (JAPEX) уже не один год работают на территории Казахстана.
Наиболее успешно в данном секторе действует японская фирма INPEX, которая совместно с JNOC, JAPEX и "Мицубиси" создала компанию "INPEX-Северокаспийская нефть". Далее, уже совместная компания присоединилась к консорциуму "Офшорная казахстанская международная операционная компания" (OKMOK), получив акции и возможность расширения своего поля деятельности.
Промышленный комплекс
В данной отрасли позиции Японии не так сильны, как в других областях совместного сотрудничества. Вполне вероятно, что подобная ситуация была создана самим Казахстаном, когда в 1994 году произошел инцидент с Карагандинским металлургическим комбинатом.
Напомним, японские компании "Ниссёиваи" и "Иточу" заключили контракт с Карагандинским металлургическим комбинатом на поставку производственного оборудования и строительство цеха по очистке коксового газа.
В 1995 году между двумя ведущими банками Японии и Казахстана было подписано соглашение о предоставлении Японией кредита на 180 млн. долл. США для строительства цеха под гарантии правительства Казахстана. После чего события развивались стремительным образом, и права на управление комбинатом были переданы американскому и израильскому предприятиям, а далее Карагандинский металлургический комбинат"ушел" в совместное управление правительства и международной компании "Испат".
Этот случай не только насторожил деловые круги Японии, но и на длительное время "охладил" интерес японских корпораций к Казахстану.
Как следствие этого сегодня одно из ведущих государств мира со своими финансами имеет незначительные инвестиционные проекты в Казахстане.
Вполне вероятно, что природные богатства привлекут большее количество коммерческих предприятий Японии, но, принимая во внимание прагматичный подход ко всему, с чем сталкивается японский бизнес, можно прогнозировать стабильно низкую инвестиционную деятельность со стороны Японии по направлению к Казахстану.
Фото с сайта http://www.nashavlast.ru