Из года в год картина повторяется с настойчивостью параноидального дежавю. Бюджет планируется, средства выделяются на конкретные цели, но… не используются. Правительство регулярно обещает впредь сурово наказывать виновных. Отчет принимается, и год катится далее. До следующего подведения итогов со следующим традиционным недоисполнением - как правило, теперь уже превышающим по объему предыдущее.
Стало быть, деньги в стране есть?
Конечно, есть. Только на реализацию антикризисной программы из Нацфонда было выделено 1,2 триллиона тенге. "На реализацию задач, предусмотренных в республиканском бюджете на 2009 год, несмотря на оптимизацию расходов, было затрачено 3311,3 млрд тенге, или пятая часть ВВП (20,8 процента), но несмотря на то, что показатели освоения средств всеми администраторами республиканских бюджетных программ превысили 90-процентный уровень, 1,8 процента плановых назначений, или 60,1 миллиарда тенге, остались неосвоенными", - сообщил министр финансов РК Болат Жамишев.
Что ощущает обычный гражданин при чтении этой информации? Мысли его просты: деньги не дошли до него, конкретного гражданина. Он не увидел их в улучшении инфраструктур, не почувствовал на себе в поликлинике, в магазине, в школе, где учатся его дети. И он прав, ибо госбюджет имеет самое непосредственное отношение ко всем гражданам страны без исключения - даже к заключенным и безработным. Поскольку есть сферы, где финансовое присутствие государства не просто необходимо, но само собой разумеется. В масштабе всей страны и законов экономики явление недоисполнения бюджета - тенденция нездоровая и даже опасная. Для выполнения своих функций государство должно иметь достаточные денежные фонды. Эти фонды оно формирует путем перераспределения ВВП, основным рычагом чего и служит госбюджет. Прежде чем обрести реальное денежное выражение, он, как известно, планируется, корректируется, утверждается по всем статьям. Оставим в стороне планирование, вернемся к эффективности использования. Недоосвоение бюджетных средств - не что иное, как неисполнение бюджета. Логичнее бы выглядело, если бы денег не хватило. Но они - остались! Почему же наши чиновники не в состоянии расходовать средства правильно? Нерасторопны? Некомпетентны? Почему все ведомства по старой советской традиции изо всех сил сражаются за кусок бюджетного "пирога" побольше, а в конце года оказывается, что переварить его не сумели?
По мнению специалистов, основная причина сложившейся ситуации заключается, во-первых, в низком качестве работы соответствующих ведомств, ответственных за использование бюджетных средств, во-вторых, некомпетентности координаторов бюджетных программ, и, в-третьих, наличии несовершенного механизма размещения государственных заказов. Сегодня в стране более 110 государственных, отраслевых программ и более 370 региональных. Но количество - увы, не означает качества. Многие отраслевые программы, как показывает их анализ, созданы как раз-таки для выбивания денег из бюджета. На самом деле они безжизненны, неэффективны и никому не нужны. Кроме того, эти "потемкинские" программы зачастую дублируют друг друга. Средства под них тем не менее выделяются. А вот использовать их местные власти по скудоумию своему не могут.
Меж тем, еще в прошлом году правительство заявило о переходе на трехлетнее бюджетное планирование. Подразумевалось, что во главу угла будет поставлен конечный результат, а тратить государственные деньги можно будет более гибко и творчески. Планировать же - продуманно, с непременной привязкой к конкретным задачам, а не размытым "в целях улучшения благосостояния населения". Чтобы каждая бюджетная заявка изучалась детальнейшим образом, а финансирование предоставлялось лишь под реальные, подготовленные, а не сырые пафосные проекты. И все это вместе дало бы небывало эффективное использование имеющихся в стране денежных ресурсов. Ну, и?
Как обычно, у каждого министерства свои объяснения - иногда смешные.
Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, имеющее недоосвоенные 11,8 миллиарда тенге по целевым трансфертам на строительство и приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда и на развитие благоустройства городов и населенных пунктов ссылается на "непредставление акиматами областей документов подтверждающих обоснованность платежей".
У министерства образования и науки осталось 11 миллиардов тенге, предназначенных на строительство, реконструкцию и сейсмоусиление объектов образования по причине "непредставления акиматами областей подтверждающих документов и отставания от графика производства строительных работ".
Министерство транспорта и коммуникаций, недоосвоившее 9,5 миллирда тенге, на развитие автомобильных дорог и в качестве целевых трансфертов местным исполнительным органам на развитие транспортной инфраструктуры, пеняет на "длительность процедур оформления договоров по изъятию земельных участков, согласования с кредиторами итогов конкурса, невостребованностью средств акиматом Астаны".
Хочется отметить, что чиновники наши изрядно поднаторели в придании исключительной серьезности отчетам и докладам, оправдывающим результаты их работы. А также в высшей степени овладели искусством птичьего бюрократического языка. Например, министр финансов, объясняя, по каким уважительным причинам и его ведомство оказалось в списке двоечников, сказал следующее: "По министерству финансов могу сказать, что оно тоже в этом числе, по причине наличия нераспределенного решениями остатка средств резерва правительства, оставляющего почти 70 процентов общей суммы его недоосвоения".
В прошлом же году президент страны предложил ввести "аудит с пристрастием" в отношении использования государственных средств. А некоторые депутаты требуют за неэффективное использование и недоосвоение ввести уголовную ответственность. Бюджетный кодекс РК Казахстан подробно регламентирует весь бюджетный процесс - от его формирования до исполнения. Но случаи "зависания" средств здесь попросту не оговорены. Поэтому наказать никого из наших "работничков" не получится - закона такого нет.
Ну, пожурит их премьер-министр, ну, в самом ужасном для карьеры случае выговор объявит. Хотя, я думаю, в другой цивилизованной стране отставка была бы неизбежной - даже в понимании самого, не справившегося с задачей.