Природа за шлагбаумом: хочешь погулять – плати!

В какую бы сторону алматинский турист сегодня ни пошел – хоть в сторону Медеу, хоть на Ремизовку, хоть в Алма­арасан, – он все время либо натыкается на высоченные заборы, либо упирается в шлагбаум.

По словам ветерана-“афганца” Юрия ГЛУХОВА, раньше горожане, захватив нехитрый набор продуктов, обычно чай с бутербродами, садились на автобус или же отправлялись пешком по дороге в сторону урочища Медеу.

– Высмотрев какой-нибудь тенистый уголок на берегу Малой Алматинки, мы устраивали там скромный пикничок, – рассказывает Юрий Глухов.

– Предвижу возражения ответственных лиц – вроде неорганизованные туристы замусорят все вокруг или, того хуже, пожар устроят! Но ни гор мусора, ни бушующего пламени тогда не наблюдалось, – сказал он в заключение. – Горожане в большинстве своем к местам отдыха относились бережно, мусор за собой убирали, закапывали, костры исправно тушили.

Сейчас спуск к речке еще поискать надо…

Примерно в 6 километрах от Медеу перед экологическим постом видим съезд с дороги, он ведет к речке. Там установлен огромный желтый билборд, который от имени отдела ЧС Медеуского района предостерегает граждан от разведения костров и сброса в речку бытовых отходов. Дескать, за подобные действия в соответствии со статьей 505 КоАП РК грозит штраф в размере 20 МРП.

Вроде все правильно: борьба за чистоту, если бы не одно но.

Здесь же кто-то обустроил некое подобие летнего кафе, возле мусорных баков которого щедро навален этот самый бытовой мусор.

А как же быть с ответственностью за загрязнение окружающей среды?

Или статья написана для кого-то другого? И кто разрешил устраивать подобное учреждение почти на самом берегу горной речки?

Неподалеку имеется еще один съезд к воде, но путь надежно закрыт шлагбаумом, сваренным из железных труб.

Кто его тут установил – неизвестно…

– Если вы едете на машине, то остановить ее на обочине и спуститься к реке нельзя, – говорит алматинец по имени Муратбек– Почти на всем протяжении дороги до Медеу идет желтая линия, на столбах висят знаки “Остановка запрещена”.

Так что пикники у обочины, похоже, остались в далеком прошлом. О цивилизованных же местах отдыха, доступных для обычных горожан, остается только мечтать.

В предместьях Алматы есть и другие ущелья. Как там обстоят дела?

Разворачиваемся и едем в ущелье Алма­арасан, куда въезжаем по улице Дулати, прозванной народом Шашлык-штрассе из-за обилия кафешек.

Кстати, два года назад, в апреле 2013-го, власти объявили о сносе кафе, расположенных выше экологического поста. Любопытно, где теперь горожане и гости южной столицы смогут подкрепиться после горной прогулки?

Однако, как вскоре выяснилось, волновались мы зря: голодная смерть здесь пока никому не грозит. Поднимаясь вверх, насчитали без малого 20 кафе.

На мангалах поджаривался шашлык, на кухне готовились всякие вкусные блюда. Вот только неизвестно, куда работники этих заведений общепита сливают воду, использованную для мытья грязной посуды, а также пищевые отходы и прочий мусор? Неужели все это, как и раньше, сбрасывается в Большую Алматинку?

А для чего же тогда два года назад громогласно объявляли о решении спасти природу, навести в Алмаарасане порядок и вручали владельцам кафе предписания с требованием демонтировать все заведения до 25 апреля 2013 года?

Так как попадающие под снос объекты относились к Бостандыкскому району, то в ущелье Алмаарасан в апреле 2013 года выезжали сотрудники отдела по развитию предпринимательства и промышленности Бостандыкского районного акимата. Из-за того, что кафе находятся на территории Иле-Алатауского национального природного парка, собственники строений заключали договор на аренду земельных участков с его руководством. В итоге было принято решение не продлевать договор с собственниками строений, у которых истекает срок его действия.

Но 18 кафе из 26 до сих пор живут и здравствуют.

Получается, говоря о сносе кафе, местные власти тогда просто погорячились? Или же владельцы точек общепита каким-то образом узаконили свое пребывание на территории Иле-Алатауского национального природного парка?

Кстати, находясь на территории природного парка, мы увидели объявление о продаже земельного участка. Интересно, насколько это законно…