Принцы ушли в Интернет

А мы, женщины, думаем: куда все приличные мужчины подевались? Понятно, что какую-то часть молодыми разобрали, однако многие из них, побывав в официальных отношениях, снова присоединились к рядам холостяков. Но второй (или третий-четвертый) раз в семейное ярмо впрягаться уже не хотят. Да и зачем? Они теперь работают, живут и любят в Сети. Так проще и безопасней. Надоела красавица? Удалил ее из друзей – и снова в свободном поиске!

В нашей стране, где острый дефицит мужского пола становится уже национальной проблемой, девушкам остается одно: вылавливать этих редких принцев в местах их постоянного обитания, то есть в социальных сетях.

Мужчин все сложнее оторвать от экранов их планшетников, мониторов, сотовых телефонов. Например, сегодня у самой популярной социальной сети в мире – “Фейсбука” – 1,26 миллиарда пользователей по всему миру (данные на октябрь 2013 года), согласно данным socialtimes.me, из них казахстанских пользователей – 560 тысяч. Из этого числа 30 тысяч составляют женщины и 24 – мужчины, остальные предпочли не указывать свой пол. Аналитики посчитали, что самая активная возрастная категория – от 18 до 25 лет, таких казахстанских парней – 82 тысячи. Еще в Сети сидят 32 тысячи отечественных мужчин в возрасте от 25 до 35 лет. Что касается самой популярной у казахстанцев социальной сети “Мой мир”, то там “обитают” 1,5 миллиона казахстанцев. “ВКонтакте” наших граждан около миллиона, в “Одноклассниках” – 800 тысяч человек. А еще есть любимые казахстанцами “Твиттер” – 500 миллионов пользователей по всему миру, “Фликр” – 87 миллионов, “Линкедин” – 259 миллионов…

Где же в этом многообразии виртуальных возможностей найти хотя бы одного реального мужчину из плоти и крови?

Моя знакомая уже месяц общается с парнем по Интернету, живут они оба в небольшом городе, но в ответ на ее просьбы о встрече ухажер уклончиво прикрывается работой и прочими делами. А она между тем, хотя и не строит на кавалера грандиозных планов, тратит на него свое личное время! Знакомая жалуется, что вот если бы она увидела воздыхателя хоть разок, поговорила с ним, заглянула в его ясные очи, то сразу бы поняла, по пути ли ей с этим человеком из Интернета… Пока он лишь виртуальный персонаж, а когда материализуется – неизвестно. А неизвестность, как известно, разрушительна.

Организатор агентства “быстрых свиданий” (спид-дейтинг) в Алматы Малик БАЙЗАКОВ считает, что никакие технические изобретения не смогут заменить полноту живого общения между противоположными полами.

– Сейчас довольно большая аудитория находится в Интернете, предпочитает вести диалоги там. Плюсы виртуального общения: любое расстояние – уже не проблема, люди могут найти друг друга в любой час и в любом месте. Но, когда пара встречается вживую, тут появляются эмоции, жесты, которых нельзя увидеть на фото в соцсети, в процессе общения возникает понимание: нравится тебе человек или нет.

Малик признался нам, что мужчины на “быстрые свидания”, принцип которых состоит в том, что за один вечер можно познакомиться с несколькими парнями и девушками, приходят не так активно. Парни ужасно стеснительные и занятые, ну и менее ответственные – в день мероприятия чуть ли не каждый второй может запросто отказаться от участия.

– Я сам, будучи студентом, думал, что у всех девушек есть парни, и у меня почти нет шансов. Но, став постарше, понял – огромное количество девушек желают познакомиться! Только им почти негде это сделать, – констатирует Малик. – Однако большая часть ребят ждут у моря погоды и первых шагов к реальной встрече не делают. Даже если с кем-то знакомятся в Интернете – дальше переписки дело не идет. А надо быть более решительным, предпринимать какие-то действия, чтобы встретить свою половинку!

Может, именно мужская стеснительность и стала причиной того, что казахстанские парни спрятались за аватарками и не вылезают из Интернета?

Парни предпочитают вместо цветов дарить смайлики, вместо чтения стихов – посты с цитатами великих… А что же они сами? Ведь мужчину всегда ценили за поступки. Сегодня же единственная обязанность многих – проверить свою страничку в соцсети. Если мужчина начинает и завершает свой день с ее проверки, если не в состоянии обойтись без нее более суток, постоянно беспокоится о своем фото на страничке, проверяет профили, ленту новостей, регулярно добавляет друзей, налицо  зависимость от соцсети.

– Зависимость определяется тогда, когда человек на второй план отодвигает вещи, которые раньше были для него на первом, – комментирует психолог Галия ЖАМАЛОВА. – Потребности семьи, работы, общественной жизни ушли, теперь все приоритеты – перед Интернетом. Даже если человек сидит в нем по работе – это тоже зависимость, он не может все время заниматься работой. Нами же управляет бессознательное. Люди, которые сутками не отрываются от экранов мониторов, понимают, что перегибают палку, но есть что-то, что удерживает их. Вот его кто-то зацепил сообщением, он подключается к разговору, вот сам что-то написал, фото выложил и ревностно следит за реакцией – кто поставил “лайк”, кто и как прокомментировал. Ему кажется, что, пообщавшись с одним виртуальным другом, можно найти еще кого-то более интересного. Самостоятельно выйти из этого состояния тяжело, он от этого мучается, понимает, что у него есть дела, которые надо сейчас сделать, за которые есть ответственность перед руководством, перед семьей. Ему в это время неспокойно, тревожно, он страдает, но в то же время зависимость управляет им.

Однако в этой зависимости есть и маленький позитивный момент – сегодня мужчины раскрываются в Интернете порой глубже, чем в реальной жизни. Они пишут о своих политических, музыкальных и кинопредпочтениях, выкладывают фото себя и своих друзей, могут дать понять, какие девушки им нравятся, что они любят на обед, чем интересуются вне работы… В общем, такое подробное досье вам бы пришлось собирать не один месяц, а тут – все на одной страничке. НО!

– Во всем должно быть чувство меры, – продолжает психолог. – Все, что имеет крайние характеристики, начинает мешать человеку жить.

В виртуальном мире у мужчин куда больше инструментов для соблазнения слабого пола и способов поэффектнее произвести впечатление. Однако если мужчина не прилагает никаких усилий, кроме как почесать языком – пусть очень красивым и поэтическим, – бегите от такого ухажера! Либо постарайтесь вызвать его на реальную встречу, чтобы посмотреть не на его анимированные смайлики, а на настоящую улыбку – вдруг она окажется лучше, чем у голливудской звезды? Может, он окажется обаятельным собеседником? А может, вам вовсе не понравится его запах? Да и реален ли ваш виртуальный ухажер или это лишь фикция? Как сказала героиня одного старого голливудского фильма: “Если что-то нельзя потрогать – значит этого не существует!”.

Психолог, семейный психотерапевт и бизнес-тренер Дмитрий АРХИПОВ попробовал найти ответ на вопрос: почему мужчины предпочитают виртуальную жизнь?

– Чем можно объяснить уход мужского населения страны в Интернет, компьютерные игры, мобильные приложения, одним словом – в виртуальную реальность?

– Это правда, такое явление наблюдается. Скорее всего, оно связано с тем, что мужчина привык управлять, но жизнь усложняется, и некоторые мужчины не справляются с нагрузкой. Интернет, игровые клубы дают расслабление и создают иллюзию всемогущества. В компьютерных играх, например, каждый может управлять своим героем, иметь несколько жизней, подзаряжаться энергией, а если силы на исходе, то найти аптечку – и вновь в строю. Виртуальность дает мужчине то, что он не может получить в реальной жизни.

– Почему у мужчин интерес к живому общению с противоположным полом резко снизился, а зачастую и вовсе сошел на нет?

– В реальной жизни нужно быть мужчиной, в виртуальной же достаточно им казаться. В реальной жизни нужно ухаживать, стараться покорить спутницу, оплачивать рестораны, ночные клубы,  дарить цветы. В виртуальной же все просто – достаточно воображения. Мужчина может получать удовлетворение всех своих фантазий и не нести за это ответственность. Иными словами, живое общение дорого стоит, нужно прилагать усилия и еще потом нести какие-то обязательства. А в виртуальном мире  удалил аккаунт – и все, тебя никто не беспокоит. Наше время – время эгоцентристов и людей, которые не хотят сближаться и держат дистанцию. Интернет – хорошая возможность эту дистанцию держать, сохранять и в то же время получать удовольствие.

– Кто же виноват и что с этим делать?

– С понравившейся женщиной намного интереснее проводить время вживую, чем виртуально. Если этого не происходит, то, возможно, нет интереса к самой женщине. Или сама женщина неинтересна. Разумеется, это общий ответ, так как реальные ситуации более сложные, и вариантов может быть великое множество. Так же, как и ответов на вопрос: что с этим делать?

– Можно ли считать мужскую интернет-зависимость и игроманию болезнями и нужно ли какое-то “лечение”?

– Игромания – однозначно болезнь, причем серьезная и, надо сказать, она очень тяжело лечится. Американская психиатрическая ассоциация внесла игроманию в список психических заболеваний наравне с алкоголизмом и наркоманией. Интернет-зависимость мало изучена, но однозначно относится к аддикции – зависимости. Ее, скорее, надо отнести не к психическому, а к психологическому расстройству. Почему-то человек начинает отдавать предпочтение именно такому способу общения. И стоит разобраться – почему. В конце концов реальной жизни виртуальная не заменит. И это придется понять – рано или поздно.

Алматы