Приключения ископаемого

А сегодня, с началом отопительного сезона, начался рост цен на уголь. В последние два месяца цены на него для алматинцев и жителей пригородов южной столицы возросли в полтора - два раза.
На городской топливной базе с утра толпятся группы людей. Они пришли сюда, чтобы купить тонну - другую угля для отопления своих жилищ. Эта база - одна из крупнейших в городе и она снабжает углем жителей частного сектора Алматы и близлежащих районов. Один за другим к воротам базы подъезжают грузовики. Это частные водители, которые доставляют купленный клиентом уголь к месту назначения. К ним сразу устремляются люди - договариваться. Переговорив, некоторые сразу же отходят с недоуменным и обиженным выражением лица.
- Ну и заряжают! - пожилой мужчина возмущенно разводит руками. - До моего дома всего пятнадцать - двадцать минут ехать - две тысячи! Никогда такого не было!
Из толпы его успокаивают: подождите, мол, если приедет много машин, цены шоферы начнут снижать - все-таки конкуренция.
В очереди царит нервная обстановка. Ведутся разговоры, что угля в этот раз завезли на базу недостаточно и всем может не хватить. Отсюда, мол, и цены - по 3500 тенге за тонну.
- В прошлом году в это же время я покупала здесь уголь по 2 тысячи тенге за тонну, - рассказывает пожилая женщина, представившаяся как Жумагуль . - Да и перевезти его до моего дома стоило всего тысячу тенге. А сегодня здесь творится что-то невообразимое! Так повышать цены - это просто у людей совести нет. Отдали базу частным фирмам, вот те и наглеют…
Действительно, сама топливная база, как оказалось, углем не занимается. Она выбрала для себя самую лучшую роль - стороннего наблюдателя и рантье, получающего доходы от сдачи своей собственности внаем.
Директора базы, Марата Бекбусунова мы на месте не застали, но выяснили, что действительно, территорию базы арендуют два частных предприятия - "Акшим" и ЧП "Бектасова". Они-то и завозят уголь, и продают его.
Объяснение роста цен на уголь сотрудниками этих компаний не блистали оригинальностью. Выросла цена на уголь, выросли железнодорожные тарифы на перевозку, угля завозится меньше, чем в прошлом году… Поэтому, мол, они и вынуждены повышать цену на этот самый демократичный вид топлива. А вообще-то гражданам надо было заранее позаботиться о покупке угля. Летом цены были почти вдвое ниже.
Действительно, доля правды в этом есть. Уголь - товар сезонный и продавцы живо реагируют на увеличение спроса повышением цен. Но привычка наших людей откладывать все "на потом" приводит к тому, что в начале осени на топливных базах клиентов мало, а когда грянут первые морозы - столпотворение. Как же торговцам углем не использовать столь благоприятную конъюнктуру?
Однако кто-то должен следить, чтобы аппетиты угольных предпринимателей не переходили за грань разумного? С этим вопросом мы обратились в городской антимонопольный комитет. Специалист ведомства Тамара Ли любезно сообщила нам, что в соответствии с положением, уголь не считается товаром, на которое распространено антимонопольное регулирование.
-Существует множество производителей и продавцов этого топлива, - сообщила она, - поэтому мы не вмешиваемся в их деятельность и ценообразование. Однако цены, для статистики, отслеживаем. В конце сентября мы проводили мониторинг по угольным базам, цены тогда составляли от 2 до 3 тысяч тенге за тонну. С началом отопительного сезона пошел рост. Причем по всем точкам продажи.
Мы обзвонили еще несколько баз и складов топлива - картина везде примерно одинаковая: выросщие цены, людской ажиотаж и суета. На угольной базе в Каменке, снабжающей углем предгорные районы Алматы и восточные пригородные районы нам любезно предложили уголь по цене 4500 тенге за тонну. Причем вывозить уголь нужно самому, своего грузового транспорта на базе нет. Можно, конечно, использовать свою машину - если она есть, но уголь - такой специфический товар, что на это почти никто не идет. Машину после перевозки придется отмывать несколько дней. Если же собственную машину жалко - нет проблем. У базы всегда дежурят несколько самосвалов, которые доставят ваш груз куда угодно. Если учесть, что все угольные базы расположены довольно далеко от городского центра, то такая перевозка обойдется в копеечку. Расценки такие - до 10 км - 1000-1500 тенге, больше 10 км - по договоренности. А эта "договоренность" может обойтись клиенту и в 3, и в 4 тысячи тенге за машину. Все будет зависеть от расстояния до вашего дома, от погоды, от желания водителя и от вашего умения договариваться.
Детали работы водителей - "угольщиков" согласился рассказать один из водителей. С условием не называть никаких имен. По его словам, случайных, городских машин здесь практически нет. Они здесь просто не задерживаются. Работает своя "команда", в которой водители знают друг друга не один год, и хотя они, в принципе, конкурируют между собой, есть некие правила, которые никто не решится нарушить. Например, нельзя сбивать минимально установленную цену за перевозку. Естественно, водители тоже ориентируются по ситуации: если видят, что клиенты "пошли", как рыба, "косяком" - сразу повышают цены.
Если придет чужак и попробует играть по своим правилам, к нему сначала присмотрятся, а потом как-нибудь или колеса у него пропорет случайный гвоздь, или начнут ему уголь грузить, да по ошибке вывалят тонны две на капот - неделю чистится будет…
Поэтому приходится клиенту соглашаться на условия ,которые диктуют новоявленные монополисты. И следует учесть еще накладные расходы водителей - бензин, ремонт, приходится еще и мелкие взятки давать…
Так что, по словам моего собеседника, доход водителей не так велик, как представляется - в среднем тысяча тенге в день. При этом следует учесть, что работа эта сезонная, с весны и до осени уголь, как правило, не покупают. Вот и стараются водители в эти горячие деньки ухватить свою долю.
Свою роль в повышении цены на уголь сыграл и переход многих потребителей на другие виды топлива, прежде всего на газ. Ископаемое топливо все больше теряет свою привлекательность.
Как сообщила Караван.kz главный специалист энергетического департамента горакимата Алматы Наталья Сошальская, сейчас более 80 процентов частных домов города имеют газовое отопление. Газовые сети растут ежегодно на несколько десятков километров. В пригороде этот процесс идет менее интенсивно, но все-таки доля потребителей угля снижается и здесь. Поэтому рынок угля постепенно уменьшается, теряя свою привлекательность среди предпринимателей. А с уменьшением конкурентной среды закономерно растут и цены.
Повышение цен на уголь началось только после открытия отопительного сезона.
И сразу - по всем базам и пунктам продажи угля. Такая удивительная синхронность в действиях естественных конкурентов поневоле наводит на мысль о ценовом сговоре - ведь сегодня торговцев углем не так много.
Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что железнодорожные тарифы на перевозку угля практически одинаковы для всех потребителей. Но для алматинских ТЭЦ, которые завозят угля в Алматы куда больше, чем потребляют все частники, вместе взятые, цена его не превышает 2000 тенге за тонну, включая тарифы.
Получается, что сегодня торговцы углем остались вне поля зрения. И городской, и районные акиматы этой проблемой не озабочены, антимонопольный комитет устранился. Вот и множится цепочка посредников, беззастенчиво и бесконтрольно повышающая цены на свой ископаемый, но пока еще очень нужный, товар.