Прикасаясь к великому

На генпрогоне балета, перед его началом, когда свет в зале приглушили, одна дама в партере перекрестилась. Стало понятно, что за результат она переживает не меньше артистов. Это Ольга ВАСЮЧЕНКО, приглашенный педагог-репетитор из Краснодара, в программке упомянутая как ассистент балетмейстера. Но по факту при подготовке спектакля она провела с алматинской труппой большую часть времени. Григорович появлялся в Алматы наездами, и даже на сдаче его не было в городе. Хотя понятно, что весь лоск и величие спектакля родились именно в голове мэтра.

Известно, что Григорович не единожды готовил этот балет на разных сценах. Сначала это была Парижская национальная опера, затем было несколько постановок в Москве – в Большом театре и в “Кремлевском балете”. И, конечно, балетмейстер не мог не поставить прокофьевскую классику в своей нынешней творческой цитадели – Краснодарском театре балета. Это произошло в 2001 году.

Алматинское воплощение “Ромео и Джульетты” более всего походит на последнюю версию. Чтобы придать балету современную динамику и не томить нашу публику терпкими прокофьевскими гармониями, балетмейстер купировал некоторые сцены, так из трех актов осталось два. По сравнению с постановкой в Большом хореограф увеличил состав участников. Также несколько видоизменены были костюмы.

Григорович слывет жестким постановщиком, но такой его подход всегда дает плоды.

Это уже второй спектакль, выпущенный в ГАТОБе под его началом (ранее был балет “Легенда о любви”), и надо ли говорить, что всякий раз эти балеты на несколько голов превосходят доморощенные продукты. Он выжимает все соки из артистов, и те, скрипя зубами, повинуются. Хотя потом сами же восхищаются результатом.

К счастью, Ольга Васюченко, ответственная за подбор солистов в балете, сделала ставку на молодежь. С одной стороны, это рискованный шаг, но молодым артистам, играющим юных влюбленных, веришь больше, даже если у них и проскальзывают какие-то технические помарки. На премьерных спектаклях партии Ромео и Джульетты исполнили Фархад БУРИЕВ и Гульвира КУРБАНОВА.

Помимо постановки восхищение вызывает и сценографическое решение, за которое отвечал известнейший российский театральный художник Симон ВИРСАЛАДЗЕ.

К сожалению, нечасто, посещая алматинские премьеры, чувствуешь причастность к по-настоящему великому и актуальному искусству. В случае с “Ромео и Джульеттой” такое ощущение не покидает на протяжении всего балета.