И что вы думаете? Исследователь промаялся битых два часа, а к нему так никто и не обратился. Наверное, сказывается привычка людей к разного рода промоутерам, расхаживающим там и сям с рекламными плакатами, подумал ученый. И простоял еще час. Но он ошибался, думая, что прохожие лишь машинально отмечают про себя человека с плакатом, как заурядную деталь городского пейзажа, и идут дальше, не вчитываясь в смысл. Отнюдь: горожане задерживали взгляд на предложении, читали внимательно и только потом следовали своей дорогой. Психолог был этим зело удивлен. Но более всего удивителен вывод, который он сделал в результате эксперимента: современный человек индифферентно относится к нетрадиционным способам получения денег. И это стало темой отдельной главы в монографии, посвященной роли денег в современном обществе.
Я бы на его месте все же не рискнул делать такие глобальные заключения, не побывав в других странах мира. У нас, к примеру, очередь к этому гуманному иностранцу занимали бы с вечера. Может быть, даже номера на ладонях писали бы ручкой, как в советских бдениях за мылом и справками. Некоторые граждане, конечно, пытались бы дать по несколько кругов, снова и снова занимая очередь в мечте приумножить халявный капитал. Но, думаю, они были бы с позором изгнаны зоркими общественниками, добровольно взявшимся за соблюдение порядка в массах под девизом "По пять евро - в одни руки".
Что можно купить в Европе на пять евро? Не знаю, как в Цюрихе, а в Париже, например, именно столько стоит маленькая чашечка кофе в уличном кафе. Означает ли это, что мы живем лучше, если у нас на эквивалентную сумму в тенге можно приобрести килограмм колбасы? Сделанной, правда, из мяса неизвестных животных, но на ужин семье хватит. А тут - глоток кофе. Ясное дело, никто из цюрихцев не польстился на такую символическую подачку. Дело, конечно, не в колбасе. А в разных уровнях доходов. Моя племянница, живущая в Париже, трудится стажером в рекламной фирме и получает - пока! - две тысячи евро в месяц. И хотя она точно так же, как мои дочки в Алматы, жалуется на дороговизну косметики и модных тряпок, во Франции - а заодно и в Бельгии, и в Испании - мы побывали, в основном, за ее счет. Жаль, не попался нам тот психолог…