Придавать значение национальности Мусагалиева – это признак комплекса неполноценности: эксперт

Напомним, на прошлой неделе команда организаторов мероприятий сообщила об отмене тура по Казахстану с концертами команды «Камызяки».

«Ввиду резонансной негативной обратной связи общественности на нашумевшие публичные действия артистов коллектива «Камызяки» команда организаторов приняла решение отменить полностью тур по Казахстану с сольными концертами команды «Камызяки», - говорилось в сообщении организаторов.

Этому предшествовала поездка Азамата Мусагалиева и его друга и коллеги по цеху Дениса Дорохова на Донбасс, где они выступили на концерте, посвященном 80-й годовщине со дня «освобождения» региона. После выступления участники коллектива обратились к местным жителям, выразив им пожелания мира.

После этого имя Мусагалиева включили в список лиц, представляющих угрозу безопасности Украины. А затем казахстанцы потребовали отменить концерт коллектива в Астане, что сопровождалось бурными обсуждениями в Сети.

Особый момент пользователи соцсетей отвели тому факту, что сам Мусагалиев является казахом. И на фоне этой истории казахстанский PR-менеджер Алишер Еликбаев рассказал, как ранее звездный КВН-щик всячески отрицал свою заинтересованность в Казахстане, однако, после многочисленных выступлений у отечественных олигархов, полярно изменил свое мнение и уже клялся в любви к нашей стране. В соцсетях Еликбаев вспомнил о цитате Азамата, сказанной задолго до того, как он стал одним из основных лиц ТНТ:

«У нас очень много болельщиков в Казахстане, и это очень приятно. Недавно у вас вышла статья о нашей команде, и было немного непонятно, почему авторы в заголовке подчеркнули мою национальность, добавив слово «этнический». Да, я казах, но родился в России, и это моя родина. Казахстан мне нравится, но, к сожалению, о нем я знаю столько же, сколько, к примеру, знаю о Белоруссии».

Подытоживая сказанное, Еликбаев призвал «не создавать себе кумиров, даже если у них похожий разрез глаз и они неожиданно воспылали любовью к вам».

В целом рост эмоциональных и агрессивных реакций на приезд российских артистов в Казахстан стал если не тенденцией, то достаточно частым явлением. И приезд чуть ли не каждого певца, актера или комика из РФ теперь сопровождается бурными обсуждениями и призывами отменить мероприятия, причем на разных уровнях. Интересен момент, что под «карающую десницу отмены» могут попасть как те, кто поддерживает российскую агрессию и войну в Украине, так и те, кто осуждает действия российских властей и выступает против войны. Так или иначе все это не исключает важности того, чтобы общественное обсуждение велось на уровне аргументов и диалога, а не агрессии и эмоций. И ответственность за общее настроение лежит как на артистах, так и на обществе.

Не менее важно понимать и такой момент, что сотрудничество в культурной сфере между Казахстаном и Россией, как ни крути, важно для обогащения культурного опыта обеих стран, а потому встает вопрос – нужно ли ставить знак равенства между политической позицией и творчеством артиста сегодня? Ведь многие любят певцов именно за их песни, актеров – за роли, комиков – за юмор, а не за политические убеждения. Или же, быть может, сегодняшняя ситуация дошла до такого градуса, когда политическая позиция стала определящим критерием публичной личности, пусть даже крайне далекой от политики? Вполне возможно.

Ну и сама по себе ставшая популярной культура отмены – это сложное и спорное явление. Нужно развивать ее так, чтобы она была более конструктивной, способствовала диалогу и пониманию между разными сторонами. Она должна учитывать многообразие мнений и стремиться к обсуждению, а не к изоляции и негативу.

В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы узнаем мнение отечественного эксперта и общественного деятеля Мурата Телибекова на этот счет.

«Любой поступок известной личности сегодня в мгновение ока становится достоянием миллионов людей. Стоило парням выступить с концертами в Донбассе и тем самым поддержать агрессию России, тут же сполна они получили свою долю симпатий и неприязни. Весь мир пронизан политикой, хотим мы этого или нет. Кто-то поставляет оружие воюющим сторонам, кто-то оказывает моральную поддержку своими концертами. Впрочем, все моральные поддержки так или иначе щедро оплачиваются. Гонорары за подобные выступления очень даже неплохие. Так вот, среди этих морально-поддерживающих компаний находятся самые изворотливые, которые стремятся урвать куш и с той, и с другой стороны. 

Казалось бы, при чем здесь Казахстан? Ведь мы не участвуем в конфликте. Так, стоим на пригорке в эпикурейской позе. У неискушенного в политике человека может возникнуть подобная иллюзия. В реальности дело обстоит иначе. В глобальном противостоянии невозможно отстраниться и обезопасить себя в нейтральной позиции. Не получится. Независимая позиция слишком дорого обходится в современном мире. Политическая непорочность не каждому по карману. На память приходит старая армейская поговорка: «Не можешь? Научим. Не хочешь? Заставим». В мировой политике происходит то же самое.

Преобладающей части населения глубоко наплевать на всех этих артистов. Именно вокруг них разгорелся сыр-бор. Специфика пиар-кампаний такова, что кучка блогеров может создать в интернете эффект массового протестного движения. У людей возникает впечатление, что вся страна, оставив дела, горячо и страстно обсуждает концерты двух персон, ибо жить без них не может. На самом деле это не так.

В то же время эта история отражает уровень культуры нашей публики. Что касается гипертрофрованного значения, которое придается национальным корням российского артиста, – это признак комплекса неполноценности. Сегодня он широко распространен среди моих соотечественников. Этим страдают даже чиновники высокого ранга. Вспомните случай, когда уроженка Казахстана, некто Сауле Омарова претендовала на пост главы управления валютного контроля при Минфине США. Это вызвало неуемный восторг в казахстанских СМИ. Было стыдно и противно на это смотреть. В результате мы имеем примитивную информационную политику и, как следствие, ущербную идеологию.

Почему реакция на российских артистов стала более эмоциональной? Причина тому – война. Украина от нас далеко. Мы не слышим выстрелов и разрывов снарядов. Но рядом с нами Россия. Может быть, поэтому флюиды войны так быстро доходят до нас.

Рано или поздно война закончится, и все вернется на круги своя. Мы будем по-прежнему, слушать песни Виктора Цоя, а в предновогоднюю ночь смотреть фильмы Эльдара Рязанова. Ни один политический лидер не в силах это изменить. Если говорить о культурном сотрудничестве, то я изменил бы формулировку. Речь должна идти о взаимном влиянии и обогащении. Россия – огромный культурный пласт, тектоническая плита, на которую не способна повлиять никакая политическая система. 

«Да, я казах, но родился в России, и это моя родина»: Алишер Еликбаев вспомнил цитату Мусагалиева, собравшегося в Казахстан

В социальных сетях раздаются многочисленные возгласы: «Протестуем против запретов! Не нравится – не смотрите!». Да, конечно. Любые запреты вызывают недовольство у определенной части населения. Это неизбежно. На память приходит высказывание известного французского писателя: «В Париже всегда найдется 20 000 человек, готовых поддержать любую революцию». В Казахстане тоже найдутся, пусть не 20 000 человек, а гораздо меньше, готовых поддержать и «Камязыков», и Галкина, и прочих персон... Тем не менее у государства должна быть своя принципиальная позиция. Кто-то упрекнет меня в ущемлении демократии. Согласен. Не отрицаю. Убежден, что порой и демократия нуждается в ограничениях. В этом нет никаких сомнений. Приведу в качестве примера США – самую демократичную страну в мире. Госдепартамент может спокойно запретить въезд в страну не только отдельным политикам, но и деятелям культуры. Один из ярких примеров – покойный Иосиф Кобзон. При этом никому не придет в голову проводить опрос общественного мнения. Госдепартамент решил – и точка! Не согласны? Голосуйте на выборах за другого кандидата в президенты. Подобной политики придерживаются все страны. К сожалению, наши власти часто непоследовательны в своих решениях. Могут сначала запретить, затем передумать и отменить запрет без каких-либо объяснений. Кстати, ранее в Казахстане были сорваны концерты Полины Гагариной, а летом 2023-го без концерта остался Григорий Лепс. Почему бы в таких случаях представителю Министерства культуры или МИДа не провести брифинг и открыто объяснить причину запретов? Формулировка может быть весьма пространной – неважно. Главное – она должна быть. Пора научиться работать открыто», - поделился мнением Мурат Телибеков.