Приборы учета тепловой энергии не решают проблемы энергоэффективности в домах - ТОО "Алматинские тепловые сети"

Ничего не изменилось спустя триста шестьдесят пять дней в моей позиции, как и в позиции других экспертов. Приборы учета тепловой энергии (ПУТЭ), которые, скорее, принудительно, чем добровольно, поставщики коммунальных услуг насаждают все это время в подвалах жилых домов, не решают проблемы энергоэффективности, как это ими преподносится. Как признались тогда в Алматинских тепловых сетях, они не располагают техническими возможностями автоматического регулирования подачи температуры воды.

Следовательно, и ПУТы не реагируют на температуру воздуха за окном, чтобы снижать или повышать градусы в батареях, а значит, энергоэффективность – нуль, и мазут как лился рекой, так и продолжает это делать.

Не позволяют они экономить собственникам и напрямую. Если в случае с электроэнергией можно влиять на свои расходы банальным выключателем, то здесь, облом-с – включить-выключить не получится. К слову, алматинцы снова отапливают улицу, на улице стоит теплынь, и все окна открыты настежь. Кто помнит, вся экономия по оплате за тепло вышла из постановления правительства, установившего в приказном порядке разницу между потребителями тепла с общедомовым ПУТЭ и без него в тридцать процентов.

Учитывая стоимость одного прибора учета в четыреста с лишним тысяч тенге, ощутить радость от его установки, как подсчитали эксперты, могут только собственники домов, где на один ПУТЭ приходится не менее 48 квартир.

Имеется и такая у них особенность, в одном доме при определенных технических условиях может быть установлено несколько приборов, и отбивать четыреста тысяч нужно будет не один год, и какими будут тогда цены и разницы – неизвестно. Про стоимость обслуживания этих “калькуляторов” говорить сейчас не хочется. Естественно, что наши люди в большинстве своем пошли в отказ. Приборы учета тепла деньги жильцам не экономят

Но вот спустя год в редакцию обратились читатели, посчитавшие, что они, пусть и на время, могут выиграть от установки ПУТа: живут они в огромной девятиэтажке из восьми подъездов, и вот некоторые из собственников объединились, чтобы поставить счетчик на свои два подъезда, или элеваторный узел, как это называется на языке тепловиков. Вот для них и других казахстанцев, где на два подъезда приходится 54 квартиры и один элеваторный узел, мы запросили информацию у единственного поставщика тепла и горячей воды в Алматы – ТОО “Алматинские тепловые сети”. Учитывая, что все эти ребята-монополисты работают по одному законодательству, то опыт можно смело переносить на все регионы республики.

“КАРАВАН”: Существует ли практика в деятельности вашей компании, когда вами поставлялась услуга подачи тепла и горячей воды с учетом установки ПУТ на два подъезда, а не на весь дом?

ТОО “Алматинские тепловые сети”: Прибор учета тепловой энергии (далее – ПУТЭ) можно установить как на элеватор, так и на ввод в дом при условии технической возможности установки.

“КАРАВАН”: С кем в таком случае ваша компания заключает договор? Какие документы инициативная группа должна предоставить для его заключения?

ТОО “Алматинские тепловые сети”: Договор на установку ПУТЭ (далее – договор) заключается с уполномоченным представителем абонента (ПКСК, инициативная группа) при наличии заявления на установку ПУТЭ, копии удостоверения личности ответственного лица, реквизитов ПКСК.

“КАРАВАН”: Каким образом решается вопрос собственности прибора учета в данной ситуации?

ТОО “Алматинские тепловые сети”: Согласно договору собственником ПУТЭ после подписания акта установки и акта допуска в эксплуатацию является абонент, таким образом, ответственность за сохранность и эксплуатацию ПУТЭ по истечении гарантийного обслуживания несет собственник.

Остановимся здесь ненадолго, полученная информация требует пояснения. Собственники, решившие установить ПУТЭ, должны дать доверенность “заводиле” на право заключать такой договор и подписывать его. Должна ли быть эта доверенность оформлена нотариально, об этом нужно узнать у ваших поставщиков. Ну и главный инициатор должен понимать, что вешает себе ярмо на шею, с этого момента все, что связано с техническим состоянием, допуском к ПУТЭ, его поверкой, мониторингом и прочими мелкими неприятностями, исключительно его головная боль. Когда речь идет о КСК, то там за все в ответе председатель, здесь – доверенное лицо (представитель). И акты, о которых написано выше, тоже будет подписывать он.

“КАРАВАН”: На кого и по каким документам возлагается ответственность за сохранность и финансовые расходы за поверку, обслуживание и ремонт ПУТ?

ТОО “Алматинские тепловые сети”: На основании статьи 35 Закона РК “О жилищных отношениях” собственники помещений обязаны участвовать во всех расходах на содержание общего имущества и дома, несут ответственность за сохранность и безопасную эксплуатацию общего имущества и помещений, находящихся в индивидуальной раздельной собственности.

“КАРАВАН”: Будет ли ваша компания поставлять услуги с учетом ПУТ, если не все собственники квартир дадут согласие на его установку и покупку? Если да, то каким образом будет производиться расчет тарифов за тепло и горячую воду для несогласной категории собственников?

ТОО “Алматинские тепловые сети”: Согласно п. 1 статьи 6 Закона РК “О естественных монополиях”, “субъект естественной монополии вправе взимать с потребителей плату за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг, согласованную с уполномоченным органом”. П. 6. Потребителям регулируемых коммунальных услуг установка ПУТЭ является обязанностью, установленной для него законодательством, и эта обязанность не может быть отменена или одобрена собранием собственников помещений.

Здесь нужно остановиться, а то читатели и вправду решат, что они не могут сопротивляться и все гуртом обязаны подчиняться прихотям монополистов.

Ну, во-первых, в табели о рангах оба закона, “О естественных монополиях” и “О жилищных отношениях”, имеют равную силу, следовательно, для собственников квартир закон про монополистов никак не выше их права решать на общем собрании, что они будут устанавливать на своих инженерных сетях, а что нет.

Во-вторых, Гражданский кодекс РК, идущий вторым после Конституции РК, запрещает понуждение к заключению договора (статья 380): “Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена настоящим Кодексом, законодательными актами или добровольно принятым обязательством”. Случаи, о которых идет речь, нивелируются законом о жилищных отношениях ввиду той самой его равнозначимости. Оттого, господа монополисты, вы и не можете прийти без спросу собственников в жилые дома, в противном случае мы бы сейчас наблюдали массовое осеменение элеваторов путами. Ну и приведем цитату из вашего настольного Закона “О естественных монополиях”, только статью 10: “Статья 10. Права потребителя услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии. Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе:

1) покупать регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в порядке и по тарифам (ценам, ставкам сборов), которые установлены уполномоченным органом, требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их…”. Еще та кривая: как избавиться от приборов учета тепла

В каком месте вы здесь увидели слова об обязанности устанавливать ПУТЭ, непонятно. Также не ясно, к какой статье относится пункт 6 из текста вашего ответа. Так что не надо, господа хорошие, выдавать желаемое за действительное.

Но продолжим цитировать полученный ответ.

ТОО “Алматинские тепловые сети”: При наличии ПУТЭ начисления за тепловую энергию производятся с учетом показаний установленного ПУТЭ всем потребителям, которые подпадают под данный элеваторный узел, где установлен ПУТЭ, независимо от оплаты за установленный ПУТЭ. С потребителей, не оплативших за установленный ПУТЭ, в судебном порядке будет взыскиваться сумма за установленный ПУТЭ.

Вот такой мы получили ответ. Как видим, поставщики готовы работать хоть с кооперативом, хоть с группой лиц. Для последних установка данного прибора обернется большими хлопотами: техника несовершенна, в случае поломки или поверки нужно отпрашиваться с работы, чтобы впустить специалистов в подвал, присутствовать при работах, подписывать акт. В случае временной остановки хлопотать о проведении перерасчета. Большой вопрос с тем, в чьей собственности будет находиться оборудование. Если с ко­оперативом все понятно, то здесь ПУТЭ является собственностью 54 собственников, и это как-то нужно документально между собой им оформить. Так что не все так просто с этим счетчиком, но вы спрашивали – мы ответили, решение за вами.

АЛМАТЫ