Президенты Центральной Азии в 2006 году

Начало см. здесь
Узбекистан формально оформил свой союз с Россией тем, что вошел в структуру Организации Договора коллективной безопасности.
Об особом месте Ташкента в региональных объединениях написано немало. Находясь в центре центрально-азиатского энергетического треугольника "Туркменистан-Узбекистан-Казахстан", официальный Ташкент может оказывать влияние куда большее, чем имеет.
По территории Узбекистана проходит магистральный газопровод "Средняя Азия-Центр", Кыргызстан сильно зависит от Ташкента в вопросе поставок газа, а Таджикистан - и электроэнергии, и газа.

В регионе есть только две страны, способные противостоять потенциальному диктату из Ташкента - Туркменистан и Казахстан. Но Туркменбаши уже скончался, а при жизни почти не выезжал за пределы страны, в то время, как Назарбаев не скрывает своих региональных амбиций. Зависимость южных регионов Казахстана от поставок узбекского газа несколько портит совсем уже красивую картину казахстанской гегемонии в регионе.
16 августа. Рабочая встреча глав государств-членов ЕврАзЭС должен был формально оформить присоединение Узбекистана к ОДКБ (Организации Договора коллективной безопасности), обсудить вопросы Таможенного союза, общего энергетического рынка, взаимодействия ЕврАзЭС и ОДКБ.
Казахстану, Белоруссии и России было поручено разработать меры по формированию Таможенного союза. Путин еще раз напомнил коллегам о том, что без Узбекистана подобный союз вряд ли возможен. "Наша конечная цель, - заявил он, - это присоединение к данному союзу всех стран ЕврАзЭС".
Выбор трех стран-разработчиков проекта Таможенного союза не случаен. Эти страны к тому времени уже согласовали 31 из 38 подготовленных документов, которые создают почву для формирования Таможенного союза. При этом казахстанский и российский президенты обещали помочь другим своим коллегам в вопросе вступления в ВТО. Напомню, что процесс формирования Таможенного союза не может идти отдельно от вступления в ВТО России и Казахстана.
1 сентября. В Астане была организована неформальная встреча глав государств Центральной Азии. Президенты Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана приехали к своему коллеге Назарбаеву. Как это обычно происходило, Туркменбаши и эту встречу проигнорировал.
Уикенд в Астане удался на славу. Назарбаев показал гостям свою новую столицу, пообещав до 2030 года увеличить ее население до миллиона человек. В унисон казахстанскому президенту прозвучали слова узбекского лидера, подчеркнувшего, что для реализации такого большого проекта "надо иметь огромное сердце".
4 сентября. Узбекский президент остался в Казахстане, чтобы совершить государственный визит в Казахстан. Именно в Астане прозвучали слова, которые были расценены многими аналитиками как прорыв в казахстанско-узбекских отношениях. Впечатленный радушным приемом, Ислам Каримов пообещал положительно решить любой вопрос.
Можно по-разному расценивать готовность узбекского президента идти навстречу Казахстану. Но в реальности сделано совсем немного. Открытие представительства Банка Развития Казахстана в Ташкенте, возобновление железнодорожного сообщения по маршруту Алматы-Ташкент-Нукус, увеличение частоты авиарейсов Ташкент-Астана-Ташкент и более 700 миллионов долларов товарооборота в 2006 году - вот, наверное, и все. Россия активно инвестирует капиталы в стратегические предприятия Узбекистана, тогда как казахстанский бизнес такой возможности лишен.
26 сентября. Назарбаев посетил с официальным визитом Соединенные Штаты Америки, где получил заверения в дружбе и стратегическом партнерстве. США лидируют в сфере инвестиций в Казахстан, вложив в казахстанскую экономику более 12 миллиардов долларов. Но более важным являлся вопрос признания США Казахстана как регионального лидера.
Получив подобные заверения, Назарбаев тем самым давал понять Москве и Пекину, что не собирается играть в оркестре роль подносчика партитуры. Казахстанский президент показал, что с его мнением считаются и за океаном, и потому китайцам и русским необходимо активнее работать над интеграционными региональными проектами. Думаю, данный визит стал кульминацией многовекторной политики, провозглашенной и упорно проводимой Астаной.
3 ноября. Обговоренный еще в Астане Межгосударственный Координационный Совет должны были открыть президенты двух стран. Для этого Назарбаеву пришлось приехать в Узбекистан с рабочим визитом.
Как обычно, оба лидера договорились нарастить товарооборот между странами. На этот раз речь шла уже об одном миллиарде долларов. Тогда же Назарбаев подробно остановился на вопросе реформирования СНГ, главным разработчиком которого и являлся. Нужна ли была казахстанскому лидеру поддержка Узбекистана? Надо полагать, нужна. И, судя по всему, он получил заверения Каримова в поддержке проекта реформирования СНГ.
17 ноября. Восьмой саммит тюркоязычных государств в Турции остался без участия Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. Туркменбаши за весь 2006 год единожды побывал в Москве, где обсуждал вопросы транспортировки туркменского газа. У Эмомали Рахмонова причина самая что ни на есть уважительная - на носу президентские выборы. Ислам Каримов прислал своего представителя, но сам туда не явился. Тем самым он показал, что недоволен политикой, проводимой Турцией. Вопрос не только в том, что в этой стране оказались узбекские оппозиционеры, но и в более глубинных причинах, требующих детального анализа.
Назарбаевым, Алиевым, Бакиевым данный форум был переориентирован на вопросы культурологического характера. Ожидания Турции более подробно остановиться на вопросах экономической, энергетической интеграции на фоне общности культур так и не оправдались. По всей видимости, в схемах региональной интеграции президенты стран Центральной Азии Турцию пока не видят.
28 ноября. Долгожданный минский саммит глав государств СНГ должен был дать ответ на один-единственный вопрос: каким образом будет реформировано Содружество? Как председатель СНГ Назарбаев выдвинул свой проект реформирования, уже обговоренный с Россией и Узбекистаном. Согласно этому плану все более-менее перспективные проекты должны были перекочевать в ЕврАзЭС и ШОС, тогда как СНГ стал бы в конечном счете лишь площадкой для обсуждений общих вопросов на высшем уровне.
Президенты отложили вопрос реформирования на лето 2007 года на очередном саммите в Бишкеке. Консенсуса не было по банальной причине: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова еще не готовы хлопнуть дверью, а остальные члены еще не готовы реально интегрироваться.