Президентская гроза над столичным акиматом

Видимо, догадываясь о том, что последует обязательная критика, аким Астаны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ основательно подготовился. Первая часть совещания – доклад акима – была весьма мажорной. И главная нота выступления очень воодушевляющая: столица не только не тянет деньги с регионов, но и в следующем году станет четвертым городом – донором для республиканского бюджета. Ну и много другого хорошего.

Однако, выслушав про столичные достижения, глава государства с пристрастием прошелся по недостаткам.

Гроза президентская нависла над владельцами земельных участков на левобережье:

Выкупили участки, причем люди далеко не случайные, и не застраивают! То тут, то там – белые пятна. Нарушают архитектурный облик нового города.

Местная власть, как может, “давит” на таких владельцев участков. Даже 254 надела изъяли общей площадью 9 тысяч гектаров. Но еще 15 тысяч гектаров, а это 800 участков, все еще находятся в собственности совсем не простых пользователей.

Что совсем уж возмутило Президента – стихийная свалка на одном из таких участков под “носом” Акорды:

На Водно-зеленом бульваре, не где-нибудь, а в центре города, на самом ходовом участке! Свободная земля, которую получили якобы для застройки. И люди поняли, что вообще это свалка, и уже начали возить туда мусор.

Интересно, видел это аким? Наверняка. Но почему-то никак не мог решить проблему. Ну что ж, дождались, когда глава государства обратил внимание на стихийную свалку в самом центре города – можно не сомневаться, теперь найдутся рычаги воздействия на собственника участка.

Рациональность использования бюджетных средств – следующая тема пристального внимания главы государства. И очень неудобная для акимата столицы.

В прошлом году из бюджета только подведомственным организациям акимата, разным АО, ТОО и КП было выделено 85 миллиардов тенге – четверть бюджета столицы. В то же время из указанных организаций 32 являются убыточными, 8 находятся на стадии банкротства. Зачем вы даете таким организациям осваивать государственные деньги? – возмутился Президент.

Качество строительства столичных дорог, которые приходят в негодность уже после года эксплуатации, – и вовсе отдельный и больной вопрос. По мнению главы государства, асфальт был бы куда лучше, если бы в этой сфере была конкуренция. Однако в Астане практически все подряды делят между собой три крупные фирмы. На это у акима была “домашняя заготовка”:

Во-первых, подземные воды. Во-вторых, у нас сейчас строится 1 300 крупных объектов, и по городу вояжируют 700 бетономешалок. Это габаритные машины, которые в год делают 200 миллионов рейсов, не говоря уже о других габаритных машинах, которые возят плиты, кирпичи, плюс 6 месяцев зимы, 400 тысяч машин. Они шипованные, и эти шипы за зиму, за 6 месяцев, срезают 1 сантиметр асфальта.

Словом, виноват не тот, кто строит, а кто ездит. И сейчас тему шипов, как никакую другую, живо обсуждают все – и дорожная полиция, и водители, и пользователи соцсетей с весьма нелестными для акимата комментариями.

Ведь если с подземными водами справиться трудно, то заставить столичных автовладельцев отказаться от шипованной резины, по мнению Имангали Тасмагамбетова, вполне можно. Дескать, улицы города чистят от снега достаточно хорошо, и шипы вообще не нужны. Правда, забыл аким уточнить – хорошо чистят центральные улицы. А сколько людей приезжают в Астану на работу из пригородов? С окраин? Им что – переобуваться? Насколько безопасно для этих водителей ездить зимой на летней, нешипованной резине?

Президент поручил тщательно этот вопрос проработать и вынести на совещание маслихата города.

На совещании Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил и свой вариант сохранения дорожного полотна в Астане: подумать об общественном транспорте и велосипедах – для сохранения дорожного полотна:

Вот интересную идею я вычитал: в Западной Европе и США пришли к выводу, что дальнейшее увеличение количества автодорог и развязок неэффективно. Новые дороги привлекают все новых и новых автомобилистов, а ситуация не решается. Поэтому было решено провести “прыжок лягушки”, почему-то они так назвали. Подойти к проблеме с другого ракурса, а именно: сократить число автомобилей.

А делается все просто: увеличить налоги на автосредства, поднять стоимость парковочных мест. Ну и всякие ограничения вводить, пока автолюбитель не станет пешеходом или велосипедистом. От такого “прыжка лягушки” в некоторых странах “допрыгались” до того, что некоторые эстакады и хайвеи стали невостребованными, их разрушают – и строят на их месте парки и скверы.

Вот тут все присутствующие сильно задумались. Видимо, представили, как в свои министерства и акиматы на велосипедах добираться будут…

Астана