“Преступление и наказание” – 150 лет спустя

В преддверии юбилейной даты в Литературно-мемориальном музее Федора Михайловича Достоевского открылась выставка “Хроники одного “предприятия”, происшедшего в городе S”. Более 150 экспонатов позволяют окунуться в мир Родиона Раскольникова и ощутить атмосферу романа в целом.

– В числе наиболее интересных экспонатов графические работы художников, которые иллюстрировали в советское время многие произведения Федора Михайловича, – пояснила заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина СОЛОВЬЁВА. – Также на выставке представлены многочисленные издания романа “Преступление и наказание”, в том числе и самое первое, вышедшее через год после написания. В музейных фондах хранятся десятки самых разных изданий этого произведения классика на русском, казахском, немецком, английском и других языках. Есть среди них и такие редкие переводы, как, например, интерпретация “Преступления и наказания” на языке пушту.

Старинный штоф и старушечий сундучок-”укладка”, где традиционно хранились дорогие вещицы, старинные ключи и полуторавековой давности купюры помогают воочию увидеть те ценности, ради которых нищий молодой человек решил проверить: “тварь ли он дрожащая или право имеет”.

Не менее интересны многочисленные лестницы, обрамляющие экспозиционный зал музея.

– Как известно, в романе Родион Раскольников 48 раз поднимается и спускается по лестницам, – напомнила Ирина Соловьёва. – Мы встречаемся с ним впервые, когда он идет по лестнице, ведущей к его каморке. По лестнице же он поднимается и к старухе-процентщице. Когда герой идет к Сонечке Мармеладовой, мы вновь встречаем его на лестнице. Лестница у Достоевского – это некая своеобразная черта. Если ты совершил преступление, переступил черту, ты спускаешься вниз. Если сумел не сделать этого, поднимаешься вверх.

Первыми посетителями выставки стали… главные действующие лица романа “Преступление и наказание”. Десятиклассники семейской школы № 1 им. Н. Г. Чернышевского, которые в этом году впервые открыли для себя это произведение, попытались понять и обосновать жизненную позицию идейного убийцы Раскольникова, его жертвы – процентщицы Алены Ивановны, следователя Порфирия Петровича, Сонечки Мармеладовой, вынужденной торговать своим телом.

– Это важно, что школьники размышляют над романом и поступками персонажей, – считает Ирина Соловьёва. – Ведь такие преступления, когда молодые люди шли на убийство, совершались как в XIX веке, так и сейчас.

Семей