Преступление без наказания

Напомним, наши журналисты выехали в Алматинскую область – местные жители сообщили о вопиющих фактах небрежного хранения огромного количества ядовитых отходов. К слову: мы провели журналистское расследование и выяснили, что уничтожить отраву должны были еще десять лет назад! Это было позднее подтверждено всеми уполномоченными органами, которые – только после нашей публикации! – провели экспертизу.

Но надо сказать, что мы столкнулись с настоящим беспределом! Во время проверки информации на журналистов напали двое граждан, якобы охранников, – они силой вырвали диктофон, пытались разбить фотокамеру и выкручивали руки журналистам.

Пришлось обратиться за помощью в полицию. Кстати, полицейские обнаружили диктофон (на котором сохранилась запись с угрозами в адрес наших корреспондентов) в кармане брюк одного из нападавших. Но даже это “охранников” не смутило, они демонстративно звонили по телефону. И, похоже, с самого начала были уверены в силах, которые вступятся за них в ходе этого дела. Видимо, так и вышло.

Несколько месяцев полицейские молчали. И вот мы получили официальный ответ, который поверг в шок своим откровенным цинизмом. Исполняющий обязанности начальника ДВД Алматинской области С. КУДЕБАЕВ ответил редакции следующее:

“В ходе доследственной проверки факт нанесения легкого вреда здоровью подтвердился лишь в отношении одной из жительниц с. Енбекши. Также нашел свое подтверждение факт умышленного уничтожения чужого имущества (микрофон) (?! – Прим. ред.)… Доводим до вашего сведения, что для возбуждения уголовного дела по факту умышленного повреждения имущества необходимо наличие ущерба, превышающего 100-кратный размер МРП (141 300 тенге). В этой связи за отсутствием в действиях охранников УПП “Енбекши” КазЭУ состава преступления в возбуждении уголовного дела отказано…”.

Из этого ответа можно сделать однозначный, но вполне логичный вывод. Получается, что любой гражданин может подойти к любому другому гражданину, вырвать силой, например, сотку (главное, чтобы она не стоила дороже 100 МРП!), а дальше решить по своему усмотрению – разбить ее на месте на глазах удивленного владельца или просто унести в кармане своих штанов, как сделали напавшие на журналистов охранники. И ничего ему за это не будет?! Потому что полицейские решат, что это и не грабеж вовсе, а так, баловство одно…

Вот мы и гадаем – идет ли в данном случае речь о простой некомпетентности (наших юристов, например, заинтересовало, откуда в этом деле появилась 187-я статья по умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества, хотя редакционный диктофон был изъят у нападавших целым и невредимым?). Или уверенность напавших на журналистов “охранников” в собственной безнаказанности имела под собой более веские основания?

Вопрос генеральному прокурору РК Кайрату МАМИ: Считаете ли вы, что нападение на журналистов и грабеж – это недостаточные основания для того, чтобы установить состав преступления? Или безнаказанными по этой статье остаются только те, кто нападает на журналистов?

Александра МЫСКИНА