Престиж белого халата

Об этом вчера заявил Ахметжан Есимов в ходе совещания по вопросам работы государственных медицинских учреждений города Алматы.
О состоянии отрасли здравоохранения в Алмате говорить стало "модно".
О проблемах длинных очередей и дорогостоящих медицинских услуг на остановках вздыхают пожилые люди, о неприветливом обращении врачей жалуются друг другу беременные подружки, студенты на эту тему начинают общаться на изысканном нецензурном, вспоминая, как им дался снимок флюорографии, каждые полгода требуемый в университете.
Для чиновников тема также остается одной из самых обсуждаемых. На фоне заявлений о постоянно растущем объеме выделяемых государственных средств в данную социальную сферу, они признают наличие существенных проблем, решать которые сегодня просто необходимо.
"Должен сказать, что сегодня положительные сдвиги в сфере здравоохранения есть, - говорит Ахметжан Есимов. - Объемы финансирования здравоохранения растут. 20% местного бюджета направлено на финансирование именно этой структуры. За последние годы оно увеличилось в полтора раза". Он подчеркнул, что, следуя проводимой политике президента, все просто должны помнить о том, что здоровье населения - самое главное. "Сейчас идет процесс бюджетного планирования на следующий год, мы приложим все усилия, чтобы увеличение финансирования столь важной сферы продолжалось в дальнейшем" - подчеркнул он.
Кроме того, как отметила Зауреш Аманжолова, начальник городского управления здравоохранения, город развивается в соответствие с задачами программы здравоохранения РК и еще множества локальных программ. "Реализован комплекс мер по созданию национальной модели здравоохранения за 7 месяцев текущего года, а его финансирование было увеличено в два с половиной раза", - рапортовала она.
Между тем акима больше интересовало другое - качество медицинского обслуживания и работы медперсонала. Как заметил глава города, "именно здесь очень много вопросов".
Как оказалось, ежедневно в акимат поступают различные вопросы и жалобы от граждан города. "В частности, у населения очень много претензий в отношении медицинского сервиса и качества работы", - пояснил Ахметжан Есимов. В день работникам акимата приходится обрабатывать в среднем 70-80 писем и обращений, большинство которых посвящено именно теме здравоохранения. "Нужно понимать, что ваше отношение существенно сказывается на настроении всего населения, - обратился чиновник к находящимся в зале акимата врачам. - Элементы злоупотребления своим положением, частое отсутствие на своих рабочих местах, грубость в общении - все это имеет место быть".
Рапорт же руководителя городского управления здравоохранения начался со слов: "За анализируемый нами временной отрезок был беспечен высокий уровень доступности услуг здравоохранения. В рамках гарантированного объема бесплатного медицинского обслуживания каждый пятый получил услуги скорой помощи, каждый одиннадцатый был направлен на стационар…". По словам Зауреш Аманжоловой, практика показывает, что очереди в больницах создаются самими посетителями больниц, особенно это свойственно ранним часам, после обеда же больницы буквально пустуют. "Нужно работать с нашим населением и разъяснить, что свою гарантированную долю медицинского обслуживания он получит в любое время", - пояснила она.
Видимо этот ответ не удовлетворил акима. "Наше население уверено, что бесплатных услуг в нашем городе нет. Значит, система гарантированного бесплатного набора медицинских услуг не работает, - констатировал Ахметжан Есимов. - Предупреждаю заранее, нами начинается работа по отслеживанию качества работы медработников. Если кто-то списывает медикаменты на несуществующих больных, он за это ответит".
Он подчеркнул, что работник медицины - довольно высокий статус, и в этой отрасли нельзя работать по принципу: "Сначала я работаю на авторитет, а потом уже он на меня". Потому что за всем стоит человеческая жизнь. "Разберитесь со всеми выявленными фактами нарушений, в течение месяца мы будем принимать решения", - резюмировал глава города.
Но, по словам работников городского управления здравоохранения, ответить на многие вопросы акима довольно сложно. Так как, к примеру, выяснить лечится больной платно или он лежит на стационаре за счет гарантированного бесплатного объема медуслуг, порой практически невозможно. "Конечно, нами зафиксированы случаи, когда бесплатных услуг медучреждения просто не оказывали, несмотря на то, что им для этого выделялись средства. Именно поэтому в 18 поликлиниках мы закрыли отделения платных услуг, оставили эти услуги только в трех поликлиниках", - ответила Зауреш Аманжолова.
К слову, управление здравоохранения тоже провело свой социальный анонимный опрос алматинцев. По их результатам основными недостатками современного здравоохранения города были признаны отсутствие профессионализма и человеческого внимания к больным, высокий уровень бюрократизма медицинских организаций, а также скученность и очередность в них.
Как отметил руководитель управления, в связи с этим за первое полугодие текущего года уже свыше 40 медработников получили дисциплинарные взыскания. К тому же, как отметил чиновник, одна из причин тому - нехватка профессионального медперсонала. Только по Алматы существует проблема нехватки 500 врачей.
Причинами же низкой оперативности службы скорой помощи стали пробки, отсутствие культуры на дорогах и парковки, перекрывающие подъезд к домам. "Кроме того, отсутствие на домах названий улиц и номеров зданий приводит к тому, что скорая помощь долго едет на вызов. Между тем необходимо полностью наладить этот вопрос, разместив на уровне 2 этажа точное название улицы. Также необходимо обеспечить освещенность улиц отдаленных районов", - таковы предложения главы управления городского здравоохранения.
В итоге было подмечено, что с учетом того, что свыше 62% вызовов скорой помощи приходится на пожилых людей и хронических больных, возможно снизить нагрузку этой структуры - за счет оказания своевременной помощи и необходимого лечения в клиниках и больницах. Как было отмечено в докладах специалистов, серьезных обращений в скорую помощь насчитывается около 12% от всех вызовов.
Кроме того, среди "интересных" озвученных цифр были и такие: за первое полугодие 2008 года профилактическим амбулаторным уровнем охвачено свыше 140 тысяч жителей города. Затраты при этом на каждого больного составили порядка 6735 тенге.
В прошлом году этот показатель был на уровне 4 000. Из госсредств в поликлиники и больницы города было закуплено новое оборудование на 1,5 миллиарда тенге.
И какими бы большими эти цифры ни казались, они привели лишь к одному заключению: увеличение финансирования здравоохранения все еще не сказывается на его качестве. Особенно в сфере услуг на первом уровне - непосредственном общении с врачами, медсестрами.