Премьеры РФ, Белоруссии и Казахстана обсудят создание Единого экономического пространства

ОБ этом сообщает ИА «Новости-Казахстан» со ссылкой на РИА Новости.

ЕЭП: УСПЕТЬ ДО ЯНВАРЯ

На повестке дня стоит подготовка около 20 соглашений, которые затрагивают все аспекты экономического сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана, и по 17 из них уже подготовлены тексты, сообщил журналистам источник в правительстве РФ.

По его словам, все документы по ЕЭП должны быть приняты не позднее 1 января 2012 года, в соответствии с договоренностями президентов, а первый пакет - не позднее 1 июля 2011 года. Однако по настоянию глав государств подготовить пакеты документов необходимо до 1 января 2011 года.

Сейчас из подготовленных 17 документов лишь три текста полностью согласованы. Это соглашение о единых правилах технического регулирования, соглашение по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих стран, а также соглашение о правовом статусе правовых мигрантов и их семей.

Еще пять документов находятся в высокой степени готовности: соглашение о согласованной макроэкономической политике, где предполагается в том числе согласовывать уровень госдолга и дефициты бюджета, соглашение о единых принципах конкуренции, документы о принципах госзакупок, о правилах поддержки сельского хозяйства и предоставлении промышленных субсидий.

По словам источника, все это приведет к тому, что государства откажутся от применения защитных мер во внешней торговле друг с другом.

Представитель правительства также сообщил, что экспертам требуется получить указания премьер-министров по ряду концептуальных вещей в области естественных монополий, включая монополию в железнодорожном транспорте, энергетике, по развитию общего рынка нефти и нефтепродуктов и газа. Он отметил, что у партнеров России есть большой интерес к этим услугам на российском рынке.

Источник отметил, что еще по ряду соглашений остается "договорить" ряд позиций, например, по соглашению о торговле товарами, услугами и инвестированию, документам о защите интеллектуальной собственности, по регулированию естественных монополий и по соглашению о согласованных принципах валютной политики в части доступа на рынок национальных валют.

ДО ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ ПОКА ДАЛЕКО

По данным источника, вопрос введения единой валюты на Едином экономическом пространстве эксперты обсуждать не планируют.

Ранее первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что в рамках ЕЭП возможно введение единой валюты.

Источник в правительстве уточнил, что пока речь "только о согласованной валютной политике". При этом он не исключил, что через некоторое время после начала работы ЕЭП встанет вопрос о введении единой валюты, но пока "до этого далеко".
Кроме того, по его словам, здесь нужно будет избежать ошибки Евросоюза - в начале интеграции на пространстве ЕС разразился валютный кризис, и странам пришлось применять "валютный демпинг".

ЛУКАШЕНКО ЕЭП НЕ ПОМЕХА

Обсуждение вопросов экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана будет проходить на непростом эмоционально-политическом фоне, который сложился между Москвой и Минском в последнее время.

Отношения двух стран, которые являются наиболее близкими партнерами и строят Союзное государство, осложнялись ранее из-за споров по экспорту молока, таможенным пошлинам и задолженности по газу. Однако пару недель назад они переросли в открытый конфликт.

В преддверии президентских выборов в Белоруссии президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что белорусское руководство последовательно пытается сделать из России одного из главных врагов страны. Медведев отметил, что предвыборная кампания Лукашенко построена исключительно на антироссийских сюжетах, а также назвал бесчестным поведение белорусских властей в ситуации с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии.

Тем не менее Москва дала понять, что готова к нормализации ситуации. Так, в среду г лава кремлевской администрации Сергей Нарышкин заявил, что считает возможным восстановление отношений властей РФ с Лукашенко, но для этого Минск должен "осознать вредности шагов по дискредитации отношений" с Москвой.

В свою очередь источник в правительстве РФ сказал, что работа по созданию ЕЭП на уровне экспертов продолжается, несмотря на политическую риторику президента Белоруссии Александра Лукашенко. При этом он признал, что, "возможно, многие вещи мы делали бы быстрее, если бы не было всей этой политической ситуации и предвыборной ситуации".

Источник отметил, что разногласия среди экспертов возникают по содержательным вещам документов в рамках ЕЭП, а не по политическим и эмоциональным мотивам.

"Надеюсь, что разум возобладает, потому что альтернативы этой интеграции мы не видим", - сказал он.

СУДИТЬСЯ НЕ В СНГ, А В ЕВРАЗЭС

Одним из главных "камней преткновения" в отношениях между Москвой и Минском в этом году стало взимание Россией экспортных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. В этом году Белоруссия сможет получить для обеспечения своих внутренних потребностей 6,3 миллиона тонн российской нефти без уплаты экспортной пошлины, для нефти сверх этих объемов действует стопроцентная ставка пошлины. В связи с этим согласно расчетам белорусской стороны страна недополучит в бюджет в 2010 году 2,6 триллиона белорусских рублей (около 0,86 миллиарда долларов).

Минск весной этого года подал иск в Экономический суд СНГ, в котором потребовало рассмотреть законность взимания Россией экспортных пошлин на нефтепродукты. Суд предложил правительству РФ и правительству Республики Беларусь рассмотреть вопрос о том, чтобы освободить поставляемые из РФ в Белоруссию нефтепродукты от таможенных пошлин вплоть до окончания судебного процесса. При этом российская сторона утверждает, что это решение носит рекомендательный характер.

По словам источника в правительстве РФ, в будущем экономические споры в ЕЭП будет решать Экономический суд не СНГ, а ЕврАзЭС, причем он будет рассматривать дела по искам не только государств, но и компаний Союза.

В Минске утверждают, что экспортные пошлины на нефть должны быть сняты, так как в июле 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. До 1 июля 2011 года, когда должны быть отменены таможенные границы между тремя странами, сохраняются изъятия по ряду товарных позиций.

В частности, это касается ставок таможенных пошлин на импортные автомобили для физлиц, товары, в отношении которых странами введены специальные антидемпинговые меры, и товары, в отношении которых Казахстан применяет пошлины, отличные от пошлин Таможенного союза.