Альгирдас Буткявичюс занимает должность премьер-министра с 7 декабря 2012 года. Имеет дипломы экономиста, технического менеджера. Работал в комитетах по бюджету и финансам, по европейским делам, по экономике. Бывший министр финансов (2004–2005 гг.), министр сообщений (2006–2008 гг.). Член социал-демократической партии Литвы. Как и многие литовцы, занимался баскетболом.
– Как развиваются торгово-экономические отношения между нашими странами? Какие перспективы Литва может предложить казахстанскому бизнесу?
– В Центральной Азии Казахстан – главный экономический партнер Литвы: товарооборот с ним составляет около 75 процентов от всего в Центральной Азии. В 2014 году он вырос с 300 миллионов до более 1 миллиарда долларов. В Казахстане зарегистрированы 39 совместных и 80 предприятий с участием литовского капитала.
Налажено сотрудничество в области пищевой, деревообрабатывающей промышленности, логистики, медицины, образования. Литва славится своими молочными продуктами. У нас все натуральное. С сентября 2014 года экспорт литовских молочных продуктов в вашу страну вырос вдвое. Литовские врачи приезжают в Казахстан, проводят сложные операции на сердце, различные семинары. Сейчас в Астане находится всемирно известный кардиохирург Римантас Бенетис. У нас учатся около 70 казахстанских студентов, большая часть – в медицинском университете Каунаса.
За последний год на 30 процентов возросло количество казахстанских туристов. В Литве три главных оздоровительных центра – Бирштонас, Паланга и Друскининкай. Здесь сконцентрированы высокие технологии и специалисты. В области логистики мы ждем казахстанских инвесторов в морском порту Клайпеды. Некоторые инвестиции из Казахстана в Клайпедский порт уже пришли. Подписано соглашение о сотрудничестве между портом Актау и Клайпедой. Инфраструктура литовского порта модернизируется, с декабря 2014 года работает терминал сжиженного газа. До 2019 года Литва будет соединена газопроводом с Польшей. Мы знаем о проектах Казахстана и Китая по прокладке различных видов дорог, и наша цель – чтобы как можно больше китайских товаров через вашу страну дошло до Клайпедского порта, а оттуда – в скандинавские страны, Европу.
– В связи с переходом Литвы на евро выросли ли цены на отдых, продукты питания и другие услуги?
– Хороший вопрос. Нет, не выросли. Мы опасались, что будет инфляция. По прогнозам министерства финансов на 2015 год, она может достигать 0,3 процента. Могу всех успокоить: введение евро (взамен национальной валюты – лита. – Прим. автора) не будет вызывать беспокойства на финансовом рынке.
Литовское правительство хорошо подготовилось к этому – все министерства интенсивно работали, мы объясняли обществу достоинства введения евро.
– Вместе с вами в Казахстан прибыли бизнесмены, представляющие разные направления бизнеса…
– После восстановления независимости Литвы это первая такая крупная делегация в Казахстан, в нее вошли представители более 80 компаний. В Литве создан благоприятный инвестиционный климат – невысокая стабильная налоговая база, 7 специальных экономических зон, 4 индустриальных парка, 5 центров исследования и науки. Более того, наша страна дает возможности выхода на рынки Западной Европы. Мы ждем казахстанские инвестиции в Литву.
– Насколько для литовской экономики чувствительны проблемы, с которыми столкнулись государства Евросоюза? Как на Литве сказываются ответные торговые санкции России?
– Наш экспорт в Россию до введения санкций составлял 20,8 процента. Европейская комиссия прогнозировала, что самые крупные негативные последствия будут для Литвы. Но правительство быстро приняло решение для поиска новых рынков сбыта – США, Оман, Израиль. Мы также заинтересованы в казахстанском рынке.
На прошлый год прогнозировался рост экономики Литвы на 3,5 процента. И он был самым большим среди стран Евросоюза – 3 процента. Считаем, последствия были минимальны для нашей экономики.
– Многие страны высказали заинтересованность участвовать в ЭКСПО-2017. Какие проекты предлагает Литва?
– Мы представим новые, последние разработки в области биотехнологий, биомедицины. Мало кто знает, но Литва славится своими достижениями в лазерной промышленности. Наши изделия экспортируются в Японию, США, Израиль. У нас есть пять научных долин, созданных при помощи Европейского союза. Там объединяются наука и бизнес, создаются новые технологии, проводятся научные исследования.
– Ранее вы занимали должность министра сообщений. Поделитесь секретом, как удается сохранять идеальные дороги по всей Литве?
– Инфраструктура дорог начала развиваться еще во времена Советского Союза. У Литвы есть четкая стратегия развития дорог. Мы прекрасно понимаем, что являемся транзитным государством. В последнее время для усовершенствования дорог используем средства Евросоюза – помощь составила примерно 75 процентов. Сейчас прокладываем окружные дороги вокруг Вильнюса и других городов.
Наверное, секрет качества не только в средствах, но и в том, что у нас высокая конкуренция между компаниями, развивающими транспортную инфраструктуру. Они приобрели высококачественные технологии и прекрасно понимают: если выполнят плохо работы, уйдут с рынка.