Премьера Полное затмение

Режиссер Тимур Мусин действительно молод. Ему 32. “Затмение” – его дебютная картина, в которую он на пару с продюсером Сергеем Васильевым вложил собственные средства – порядка 35–40 тысяч долларов. Но даже при самом большом желании сделать на это скидку не получается. “Затмение” – фильм ни о чем и никому.

…Вовка, Алик и Наиль по окончании вуза сталкиваются с извечным вопросом: “Что делать?” И отвечают на него по-молодецки лихо: глушить водку, курить травку и заниматься сексом в туалетах ресторанов одной из алматинских сетей, на месте которой я бы обиделся за такие намеки. Второй вопрос – “Что дальше?”. Тут с ответом сложнее, и после некоторых раздумий друзья решают ограбить швейный салон по улице Ауэзова, куда инкассаторы почему-то возят по полтора “лимона” долларов. Вообще-то Вовка, Алик и Наиль собирались грабить банк, но, видимо, ошиблись, потому что настоящий-то банк находится через дорогу. Впрочем, у друзей в принципе проблемы с географией, и, наметив объект в районе Выставки, точкой сбора они назначили такое “близкое” место, как терренкур. Неудивительно, что ограбление не состоялось. Тем более что Алик умудрился заблудиться в лесах Заилийского Алатау, где в единении с природой стал убежденным дарвинистом. Ну а Вовка с Наилем зажили каждый своей жизнью. Чем все это закончилось? Да ровным счетом ничем. В буквальном смысле.

На самом деле сценарий поначалу казался достаточно стройным, но чем дальше в лес, тем больше было дров. А лес начался довольно рано – хронометраж “Затмения” всего лишь около часа. Пропадали в никуда целые сюжетные линии, одни персонажи появлялись из ниоткуда, другие пропадали в том же направлении. Все это в итоге породило чувство дикого хаоса, царящего на экране. Тут уж о киношных ляпах вроде швейного салона, на который даже не удосужились повесить простецкую вывеску “Банк”, и говорить неудобно!

Единственное действительно хорошее, что есть в “Затмении”, – монолог дунувшего косячок банкира о Лазурном Береге и запахе Родины. Все остальное… Как сказал после просмотра один мой знакомый, “я бы себе этот фильм на сотку закачал”. Очень точно. Ни больше ни меньше.

P.S. Как в мировой литературе и кинематографе есть четко ограниченное число сюжетов, так и у молодежи – проблем. Взаимоотношения с противоположным полом и родителями, деньги и перспективы. Один из лучших малобюджетных фильмов на эту тему снял в 1994 году Кевин Смит. На своих “Клерков” он потратил… 27 тысяч долларов и стал звездой. Не важно, что “Клерки” – фильм американский. Проблемы у молодежи одинаковы в любой стране. Нужно просто уметь о них рассказать.

Дмитрий МОСТОВОЙ