“Прекрасное далеко” шахтерского края

Из отчетов руководителей города Караганды и области, которые прозвучали недавно, стало ясно одно: что ничего не ясно. Практика жонглирования голыми цифрами, процентными показателями и звучными, но непонятными словами уводит от самого главного – результата.

Например, аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ на отчетной встрече с населением отрапортовал, что “в Карту индустриализации от Карагандинской области включено 66 проектов на общую сумму 407,3 млрд. тенге с созданием 9426 новых рабочих мест. Реализовано 9 проектов на сумму 8,7 млрд. тенге с созданием 935 новых рабочих мест”. Но при этом ни словом не обмолвился о том, что это за проекты и что это за новые места.

Не секрет, что в Караганде уже не раз торжественно открывались “прорывные” дорогостоящие предприятия, о которых после услышать можно было лишь в связи со скандалами. Так, к примеру, о работе завода по производству металлического кремния Silicium Kazakhstan, открытого в декабре 2008 года по программе “30 корпоративных лидеров Казахстана”, в последний раз пресса упомянула в ноябре 2010 года, когда состоялась первая плавка продукции. Далее информации о проекте стоимостью более 160 миллионов долларов США и производственной мощностью 25 тысяч тонн металлического кремния в год не поступало. Лишь в октябре 2012 года название предприятия зазвучало в связи со скандальным задержанием директора ТОО “Silicium Kazakhstan” Александра СУТЯГИНСКОГО, подозреваемого в организации покушения на убийство бывшего партнера по бизнесу. Кстати, в тот же период в СМИ проскользнула еще одна неприятная история: местная предпринимательница в судах выбила с ТОО “Silicium Kazakhstan” долг в 24 миллиона тенге за поставленный ею металлопрокат. Так стало известно, что “прорывной” завод годами копит долги…

Или еще один пример: в 2007 году с помпой открыли завод по производству керамического кирпича “Кератек”. Производство, оснащенное ультрасовременным оборудованием, презентовали как свидетельство огромного индустриального потенциала области. Однако в ноябре 2010 года рабочие “Кератека” заявили, что им уже несколько месяцев не платят зарплату. После вмешательства прокуратуры выяснилось, что завод задолжал 249 работникам более 29 миллионов тенге по зарплате и 10 миллионов – по обязательным пенсионным отчислениям. Этот долг руководство завода погасило, продав с молотка… оборудование и тем самым закрыв производственную линию.

– Государственная поддержка оказывается не только крупным промышленным предприятиям, но и субъектам малого и среднего бизнеса, – так отчитался о развитии предпринимательства в шахтерской столице ее аким Мейрам СМАГУЛОВ. – Именно этот сектор формирует экономический облик города.

По сравнению с 2011 годом количество предприятий малого и среднего бизнеса увеличилось на 5,4 процента, на сегодня оно превышает 20 тысяч. Это рабочие места для почти 100 тысяч человек, объем произведенной продукции и оказанных услуг составил 320,7 млрд. тенге.

На первый взгляд показатели внушают оптимизм. Но вот что интересно – на днях в Караганде прошла пресс-конференция, организованная Ассоциацией налогоплательщиков и бухгалтеров. На этом мероприятии предприниматели сетовали на то, что получить господдержку представителям малого бизнеса не так-то просто. То есть, по сути, опровергали слова городского главы.

– На поддержку предпринимательства государством выделяются миллиарды тенге, – констатировала директор Ассоциации налогоплательщиков и бухгалтеров Сара ЖУНУСОВА. – Но большинство субъектов малого бизнеса не могут получить эту помощь. У них нет недвижимости, а кроме того, торговля и сфера услуг, в которых задействована большая часть карагандинских предпринимателей, не являются приоритетными направлениями развития экономики.

А руководитель Евразийской ассоциации предпринимателей Жомарт АЛДАНГАРОВ высказался еще резче:

– Судя по отчетам акимов, бизнес в нашей области как будто бы развивается динамично. Но результатов нет! Далеко за примерами ходить не нужно, посмотрите, во что мы одеты – галстуки китайские, пиджаки – турецкие…

Слова Жомарта Толешевича косвенно подтвердил директор карагандинского технопарка Алексей ЦОЙ. Он сообщил, что в 2012 году из 68 заявленных в Карагандинском регионе проектов профинансировано было всего три.

А ведь технопарк в Караганде создавался с особой целью: для определения, раскрытия и развития инновационного потенциала области. Неужели три проекта в год – это весь потенциал индустриального региона?

Вот и получается: в отчетах руководства – одна картина жизни области, радужная и оптимистичная, а в реальности – совсем другая. Жаль только, что жить приходится в реальности…

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН