Экономика Казахстана растет седьмой год подряд, что расценивается экспертами уважаемой международной организации как весьма позитивный факт.
Они не без удовлетворения отмечают одновременно несколько положительных факторов: прирост ВВП в реальном выражении составил 10,6 процента, существенно повысился уровень занятости населения, а доход на душу населения почти в пять раз превысил уровень 1999 года в долларовом выражении.
Кроме того, высокие цены на нефть и совершенствование налогового администрирования привели к динамичному росту нефтяных и не нефтяных доходов, которые, с одной стороны, позволили в значительной мере увеличить сбережения в Национальном фонде, а с другой стороны, позволяют увеличивать бюджетные расходы. При этом значительно увеличились золотовалютные резервы страны - до 19 миллиардов долларов, - что соответствует семи месяцам импорта.
Но оптимизм пессимизму рознь. Миссия МВФ отмечает, что задачи экономической политики Казахстана по удержанию основных экономических показателей на высоком уровне усложнились.
Инфляция, рекордное значение которой приходится на середину прошлого года, когда она составила 9 процентов, по-прежнему находится на высоком уровне и возможен ее дальнейший рост. В первую очередь, этому может способствовать повышение зарплаты государственного сектора на 30 процентов в начале 2007 года. Но и это еще не все.
По оценкам МВФ, большую опасность представляют огромные объемы внешнего заимствования банков при особенно быстром росте кредитования двух секторов - недвижимости и потребительских ссуд. И хотя в настоящее время такие опасения носят чисто гипотетический характер, но в случае меньшей готовности внешних кредиторов сохранять открытую позицию по Казахстану, или, что более реально, резкого снижения качества кредитного портфеля, - они могут приобрести реальные очертания.
Поэтому, советует миссия МВФ, "необходимы меры экономической политики по снижению инфляции и смягчению рисков банковского сектора, с тем, чтобы обеспечить благоприятные макроэкономические перспективы в дальнейшем".
В прошлом году миссия МВФ настоятельно советовала Национальному банку заметно ужесточить курс денежно-кредитной политики для смягчения рисков и снижения инфляции. Теперь же консультанты с удовлетворением отмечают, что Нацбанк прислушался к их мнению.
Расширена база резервных требований наряду с их повышением в середине 2006 года, депозитная ставка центрального банка поднята на 100 базисных пунктов и активизировался выпуск нот Нацбанка, повышена их доходность.
Впервые Нацбанк реально отреагировал на рекомендации МВФ в части политики обменного курса. Он позволил тенге укрепиться не только в середине прошлого года, но и в феврале текущего.
МВФ и сегодня советует продолжать в том же духе: дальнейшее укрепление национальной валюты замедлит рост ликвидности в тенге, а также произойдет снижение цен импортных товаров в тенге, что сдержит инфляцию.
Эксперты также настаивают на дальнейшем ужесточении денежно-кредитной политики. Более высокие резервные требования поглотят ликвидность банков, что уменьшит объем средств, доступных для кредитования, и ослабит инфляционное давление.
По мнению МВФ, увеличение разницы между требованиями в отношении внешних и внутренних обязательств должно сдержать внешнее заимствование и сделать внутреннее финансирование более привлекательным. Однако не факт, что события будут развиваться по такому сценарию.
Ужесточение резервных требований, которое особенно ярко проявилось в прошлом году, лишь заставляло банки создавать большие резервы, но от внешнего заимствования они не только не отказались, но и увеличили его. Это происходит по следующим причинам: внешнее финансирование по-прежнему более дешевое, чем внутреннее; емкость рынка внутреннего фондирования не так велика, как того требуется банкам; кроме того, банки нуждаются в рефинансировании прежних долгов во все возрастающих объемах.
По информации заместителя председателя Нацбанка Гульбану Айманбетовой, коммерческим банкам предстоит погасить по графику порядка 12 миллиардов долларов основного долга по внешним заимствованиям, а размер вознаграждения, которые должны выплатить банки, составляет около 2 миллиардов долларов.
Понятно, что такой капитал изыскать внутри страны не представляется возможным даже несмотря на то, что банки проводят очень гибкую процентную политику по депозитам. Например, в марте средневзвешенная ставка вознаграждения по депозитам физических лиц выросла до 10,6 процентов, в то время как еще в феврале она составляла 9,5 процента.
Самая главная потенциальная опасность, по мнению аналитиков МВФ, заключается в перекосах кредитования. И хотя в прошлом году Агентство финансового надзора ужесточило требования, например, в кредитовании аффилированных лиц, а также сделок, связанных с недвижимым имуществом, вероятность наступления шоков здесь остается. Поэтому необходимо увеличивать нормы резервирования по просроченным ссудам, вводить более жесткие правила залогового обеспечения, более строгие требования к достаточности капитала или веса рисков, особенно по потребительским кредитам и имущественным кредитам с высоким коэффициентом заемных средств к стоимости залога.
Впрочем, АФН и без того планирует повысить размер провизий под необеспеченные залогом кредиты (экспресс-кредитование).
В настоящее время минимальный уровень провизий составляет 5 процентов, что недостаточно в случае возникновения шоков. Председатель АФН Арман Дунаев уже заявлял о том, что банки, имеющие в своем кредитном портфеле значительную долю экспресс-кредитования, должны создавать провизии в размере не менее 50 процентов.
Но поскольку банки добровольно этого не делают, вероятно, уже в текущем году будут внесены изменения в Правила классификации активов и создания провизий.
В целом же предварительные выводы миссии МВФ носят сдержанно-оптимистичный характер.
Ситуация в финансовом секторе ее удовлетворяет, показатели впечатляют, а что до рисков, то они скорее выступают как "естественное сопровождение" динамичного развития.