«Предприятия и шахты АМТ долгое время напоминали зону боевых действий» – эксперт

Вчерашний день был днем национального траура. Флаги приспустились в знак памяти, а развлекательные мероприятия отменили. Казахстан горюет о тех, кто не вернулся из шахты имени Костенко. Эта трагедия стала одной из крупнейших по числу жертв на производстве в истории независимости нашей страны. Однако, помимо горя и скорби, она также подняла ряд вопросов, на которые пока трудно найти однозначные ответы.

В сегодняшнем материале медиапортала Caravan.kz мы рассмотрим эту трагическую ситуацию глазами отечественных экспертов.

Политолог Данияр Ашимбаев оценил Лакшми Миттала как далеко не лучшего инвестора, но справедливости ради эксперт решил напомнить, что в стране существуют Комитет промышленной безопасности МЧС (надзорная деятельность) и Комитет труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения (безопасность и охрана труда). Есть и акимат с управлениями промышленности и инспекции труда. А вот Национальный научно-технический центр промышленной безопасности (быв. Каpагандинское отделение Восточного НИИ по безопасности в гоpной пpомышленности) был ликвидирован в 2017 году.

«Так что вопросы должны быть не только к Митталу. Даже если "Кармет" с шахтами будут национализированы, то рано или поздно правительство спихнет его другому собственнику, и где гарантия, что государство будет контролировать вопросы промышленной и трудовой безопасности?» - вопрошает Ашимбаев.

Что касается причин, по которым количество техногенных аварий с человеческими жертвами в последние годы в стране сильно увеличилось, эксперт отметил, что практически вся промышленная, энергетическая, коммунальная инфраструктуры были построены в советский период и в значительной степени выработали свой ресурс. Износ был серьезно усилен отсутствием адекватных ремонтных и профилактических работ, коррупцией и отсутствием контроля.

Еще одним серьезным фактором политолог назвал нарастающий дефицит квалифицированных инженерных кадров при том, что система образования их вообще не готовит. Другой момент – не имеет принципиального значения форма собственности.

«Заметьте, что госсектор у нас упорно называется «квази». Экономическая политика построена на «приватизации» и «привлечении иностранных инвестиций». Государство само принципиально не видит себя ни эффективным собственником, ни сильным организатором. А частник упорно идет только в добывающий сектор. Переработка его практически не волнует. Или вот популярное у властей ГЧП, при котором партнер не рискует ничем, закрывая все дыры бюджетными средствами. Можно было бы поговорить про советский опыт, но его реформаторы и борцы с «колониализмом» ненавидят и клеймят на каждом углу как «геноцид». И пока мы сидим в этой, так сказать, парадигме, работать будут только прокуратура и МЧС», - подчеркнул эксперт.

По мнению Ашимбаева, основная проблема высокой аварийности на угледобывающих предприятиях Караганды – это шахтный метод. Уголь там залегает достаточно глубоко, и добыча требует постоянного углубления и расширения шахт, что, в свою очередь, является фактором постоянного риска. Далее политолог привел другие занимательные данные: в Экибастузе добыча идет открытым способом в карьерах (разрезы "Богатырь", "Северный" и "Восточный"). Так же, как и на месторождениях Борлы, Шубарколь, Кушокинское (Караганда) и Сарыадырское (Акмолинская область). Борлы и Кушокинское принадлежат «Казахмысу» (акционеры последнего владеют и разрезом "Каражыра" в Восточном Казахстане), Шубарколь – ERG. При приватизации объединений «Карагандауголь» и «Экибастузуголь» в 1995-1996 годах предприятия были разделены и проданы по отдельности, что в Павлодарской области привело впоследствии к многочисленным конфликтам.

В Карагандинской области Митталу продали 15 шахт, уголь которых нужен был для сталелитейного производства на "Кармете" (сейчас функционируют 8 шахт). При приватизации была разделена и строительно-ремонтная инфраструктура, вспомогательные предприятия, а научный центр остался в руках государства и впоследствии был ликвидирован.

«Как известно, Миттал относится к числу самых непопулярных инвесторов в Казахстане в силу ряда причин и прежде всего высокой аварийности на шахтах при высокой прибыльности. Постоянно идут острые дискуссии о технологическом состоянии комбината и экологических рисках. Президент Токаев назвал АМТ «худшим в нашей истории с точки зрения сотрудничества с правительством предприятием».

Государство периодически инициировало вопрос смены собственников в металлургической промышленности, но дальше разговоров вопрос не шел. Причины тут две — во-первых, выбор стратегии: национализация вообще или перепродажа, а во-вторых, риск нарваться на многолетние суды по типу Стати.

Сейчас после ряда крупных аварий вновь решается вопрос национализации (и, судя по всему, с согласия Миттала). Но остается вопрос: как дальше развивать угледобычу на шахтах Караганды, технология которой грозит техногенными рисками?» - подытожил эксперт.

«Это ужасно, когда в мирное время с такой регулярностью гибнут люди!» - обозначил другой эксперт, политолог Досым Сатпаев. По его словам, предприятия и шахты АМТ долгое время напоминали «зону боевых действий», где люди гибли не от пуль и бомб, а от жадности владельцев и многолетнего безразличия властей».

«Шахтеры стали заложниками жадности иностранного хозяина и безразличия чиновников, которых также интересовала добыча угля любым способом, даже ценой человеческой жизни, так как в Казахстане основной объем электроэнергии и тепла до сих пор вырабатывается на старых угольных ТЭЦ. 

Государство долгие годы вообще никак не следило за соблюдением трудового законодательства. На всю страну у нас чуть меньше 300 инспекторов труда. Поэтому в год удается проверить не больше 3% предприятий. При этом, по статистике, большая часть казахстанцев, занятых вредным трудом, работает как раз на предприятиях Карагандинской и Мангистауской областей. Карагандинская область — лидер по числу погибших рабочих уже более 20 лет

Неудивительно, что еще в 2020 году, в Глобальном индексе соблюдения прав рабочих, Казахстан входил в десятку худших стран вместе с Индией и Филиппинами. 

У нас профсоюзы либо были загнаны в угол отечественными и иностранными инвесторами, либо превратились в инструмент контроля над работниками со стороны администрации предприятий», - подчеркнул Сатпаев. Глава государства провел заседание оперативного штаба

Но, отметил эксперт, возникает и другой вопрос: почему еще в прошлом году власть не начала процесс разрыва инвестиционного сотрудничества с компанией «Арселор Миттал Темиртау»? Тем более, что в прошлом году после очередных аварий и жертв на предприятиях АМТ по поручению президента Токаева была создана правительственная комиссия по решению всех проблем, связанных с безопасностью шахтеров. Но ничего не произошло, отметил Сатпаев. Чиновники начали что-то делать после очередной трагедии на шахте «Казахстанская» в этом году. Тогда даже заявили о том, что за 2023 год на предприятиях АМТ было выявлено около тысячи нарушений требований промышленной безопасности.

«И опять же вопрос. Если эти нарушения выявили, а эксперты признали гигантское количество проблем с безопасностью на шахтах, что, по сути, их превращало в минное поле, почему шахтеры продолжали спускаться в них? Почему не приостановили работу на шахтах и предприятиях АМТ? При этом шахтеры за счет инвестора могли бы продолжать получать зарплату в полном размере, пока на этих шахтах и предприятиях наводился бы порядок и повышалась безопасность.

Более того, если бы эта остановка ударила по добыче угля, то Лакшми Миттала надо было также заставить заняться закупкой угля для Казахстана в других странах, пока стоят его объекты. Ведь по счетам ему уже давно надо было платить. Но и этого со стороны руководства страны не было сделано, ведь уголь надо было продолжать добывать любой ценой, пока не произошла очередная трагедия. Поэтому во всей этой страшной ситуации коллективную ответственность несут все: Лакшми Миттал и казахстанская власть на центральном и местном уровнях», - убежден Сатпаев.

А теперь, отметил политолог, общество ждет не только конкретного плана разрыва инвестиционного соглашения с АМТ и решения, какую ответственность будет нести лично Миттал, но и плана кардинального изменения ситуации на всех предприятиях Казахстана.

Ведь у нас, продолжил эксперт, чиновники любят сотрясать воздух рассуждениями о созидательном труде, о том, что казахстанцы должны стать трудолюбивой нацией, чтобы жить в «обществе всеобщего труда». Но долгие годы именно человек созидательного труда в Казахстане был на низшей ступени пищевой цепи, так как иностранный инвестор и собственный олигарх часто были ближе власти, чем собственные граждане с их трудовыми правами. И без изменения этой ситуации и без появления независимых профсоюзов трагедии будут продолжаться со старыми и новым инвесторами.

«Правила игры всегда определяет государство. А инвесторы либо по ним играют, либо вылетают, как пробка. Но если в этих правилах нет места защите интересов простых трудящихся, если на эту защиту плюют с высокой башни местные власти, то инвесторы будут это воспринимать как зеленый свет.

И нет смысла изобретать велосипед по защите трудовых прав граждан. Например, в той же Австралии, где я был в 2016 году, крупные компании контролируются местными сообществами жителей, с которыми центральные и местные власти, а также сами бизнесструктуры должны согласовывать свои действий и планы развития.

Например, в штате Виктория еще в 2001 году было опубликовано первое руководство по государственно-частному партнерству, которое сформулировало такие основные принципы работы любого инвестора, местного или иностранного. Во-первых, это целесообразность проекта, в том числе с точки зрения общественной пользы. Во-вторых, гарантия безопасности и оценка рисков. В-третьих, прозрачный тендер. В-четвертых, оценка мер по исключению злоупотреблений и коррупции», - подытожил Досым Сатпаев.

Финансист Расул Рысмамбетов в свою очередь считает, что на данный момент главное – не допустить ошибок при передаче компании в собственность государства.

«Во-первых, полная компенсация. Не только тем, кто погиб в этот раз – и пострадавшим, и их семьям, но и также и тем, кто пострадал в авариях за все время правления Лакшми Миттала. Вероятнее всего «Арселору» нужно будет создать специальный фонд, из которого нужно будет выплачивать пенсии пострадавшим. Это ведь работа не только правительства, но и корпоративного сектора. «Арселор Миттал» долгие годы извлекал достаточно прибыли для себя.

Кроме того, любая передача актива должна состояться после тщательной проверки правил безопасности и регламента ремонтных работ на предприятии. То есть нам не нужен вариант, когда ТЭЦ продают за 1 тенге, и потом все бремя восстановления этого актива ложится на государство. Нужно обязательно пригласить консалтинговую компанию, которая выяснит, какие нормы нарушались, и проведет оценку. После этого нужно будет потребовать, чтобы инвестор привел актив в норму и только потом брать его на баланс государства. Потому что после того, как сделка совершится, поздно будет требовать какой-то компенсации», - отметил Рысмамбетов.

Политолог Газиз Абишев считает, что переход «Арселора» под контроль правительства Казахстана – это исторический шанс.

«Если пройдем проверку на менеджерские качества, наладим эффективные производственные процессы, при этом внедрив современные экологические стандарты, нормативы безопасности и управления персоналом – получим серьезный импульс к дальнейшему индустриальному развитию.

Можно привлекать ответственных международных партнеров, младших и равноправных. Но ни в коем случае не бесконтрольных эксплуататоров», - поделился мнением Абишев.

По мнению политолога и экономиста Ануара Бахитханова, трагедия на шахте имени Костенко напоминает нам о важности безопасности на рабочих местах и необходимости строгого контроля со стороны государства.

«Необходим постоянный мониторинг и обновление нормативных актов, касающихся безопасности на производстве. Важно также повысить роль гражданского общества в контроле за деятельностью крупных корпораций и регулировании их деятельности. Ну и, конечно, необходимо тщательное расследование и привлечение к ответственности лиц, ответственных за эту трагедию. Потому что потерять такое количество людей в мирное время – это немыслимо и страшно.

Что касается передачи АМТ в собственность Казахстана – эта идея в определенной мере продиктована тем, что государство может более эффективно контролировать и регулировать деятельность таких крупных предприятий с целью обеспечения безопасности работников и соблюдения стандартов.

Однако при этом нужно учитывать риски на почве эффективности управления и способности обеспечивать эффективное функционирование предприятия. Существует, на мой взгляд, и риск недостаточного финансирования и инвестиций в модернизацию и обновление оборудования, а также риск политической интерференции и коррупции в управлении предприятием», - поделился мнением эксперт.