Весьма непростым оказалось прошедшее на днях в Алматы расширенное заседание членов координационного совета Общенационального союза предпринимателей и работодателей "Атамекен".
Это тем более привлекло внимание, что участие в заседании принимал вице-премьер - министр индустрии и торговли республики Сауат Мынбаев.
Основным "камнем преткновения" на встрече руководства Союза и предпринимателей стал законопроект "О частном предпринимательстве", находящийся ныне на рассмотрении парламента, особенно те его статьи, где регламентируется финансирование общественных объединений предпринимателей и принципы их аккредитации.
Авторы законопроекта, поддерживаемого руководством Союза "Атамекен", настаивают на необходимости законодательно закрепить обязательные отчисления членских взносов, сумма которых будет равна одному МРП на одного работника компаний, входящих в ту или иную общественную организацию предпринимателей. Важный момент - эти взносы будут относиться при начислении налога к вычетам.
Казалось бы, последнее обстоятельство должно было устроить всех чего, однако, не произошло. У ряда предпринимателей возникли опасения, что таким образом будет создана и финансово обеспечена за их счет и счет профессиональных объединений структура, которая станет впоследствии "давить" на бизнесменов и их ассоциации в своих интересах или интересах государства.
Альтернатив такому варианту финансирования было выдвинуто две: бюджетная поддержка или за счет добровольных членских взносов. В ответ на это Серик Ахметов, исполнительный директор Союза "Атамекен", заметил, вполне резонно, что "если мы хотим создать реально действующую институциональную систему представительства частного бизнеса, то говорить о добровольности членских взносов на данном этапе, по меньше мере, наивно".
С последним утверждением трудно не согласиться. Реально работающих профессиональных ассоциаций, которые бы систематически напоминали о себе в законотворчестве или хотя бы через СМИ, не так уж много.
Энтузиазма отечественным предпринимателям не занимать, значит, объяснить это можно только одним фактом - проблемами с собиранием денег со своих членов при системе добровольных взносов. И на заседаниях даже активных, "живых" ассоциаций эта проблема часто поднимается. Присутствовавший на заседании вице-премьер Мынбаев по этому поводу заметил:
- Большинство ассоциаций держатся на энтузиазме и неформальном финансировании буквально нескольких предприятий в своих отраслях.
Характерно, что серьезных контраргументов по этому вопросу со стороны противников предложенного варианта законопроекта не прозвучало. Это, видимо, подтверждает мнение, что недовольство предложенной в нем формой финансирования общественной организации предпринимателей в большой степени вызвано опасениями, что сократятся денежные вливания в бюджеты существующих профессиональных ассоциаций.
Но такие опасения вряд ли имеют под собой серьезную почву.
Во-первых, предложенный уровень отчислений в один минимальный расчетный показатель с одного работника действительно невелик, его могут без ущерба для своего развития выделять любые компании.
Во-вторых, такой порядок ведь не отменяет существующую практику неформального финансирования ассоциаций - ее в принципе невозможно запретить. Так что в плане норм финансирования общенационального объединения предпринимателей, заложенных в проекте закона, противодействие им скорее было эмоционально обусловлено, чем серьезно мотивировано.
Больше оснований было для сомнений в адрес такой нормы, как аккредитация. В законопроекте предлагается ввести институт аккредитации при государственных органах единого общественного объединения предпринимателей. Это действительно может породить опасения в установлении бюрократического контроля над общественной сферой, в данном случае в бизнесе.
Известно, что любая разрешительно - запретительная система потенциально опасна чрезмерным усилением государственного давления и коррупции. Однако эти опасения компенсируются, если не полностью, то значительно, тем, что, согласно идее аккредитации, государственные органы, например, министерства, будут обязаны сначала, до официального издания нормативно-правовых актов по предпринимательству, получить экспертное заключение специально аккредитованного объединения предпринимателей, представляющего мнение большинства бизнесменов.
Это особенно подчеркнул вице-премьер Мынбаев, заявив, что цель подобной нормы - навести элементарный порядок в отношениях государственных органов и предпринимательской общественности. Ведь в принципе в одной и той же отрасли экономики может одновременно существовать несколько ассоциаций предпринимателей, каждая из которых будет претендовать на максимальное представительство отраслевых интересов.
Работать со всеми сразу государственные органы не могут: это будет напоминать классический базар. Так же и на более высоком уровне, на уровне надотраслевых предпринимательских объединений. Здесь уже сами предприниматели должны консолидировавшись выбрать из своей среды наиболее эффективные кадровые сегменты и делегировать им консультации с госорганами.
Противоречия на заседании координационного совета "Атамекена" возникли не по линии руководство Союза - предпринимательские отраслевые ассоциации. Хотя и представлять сообщество бизнесменов как нечто единое было бы неправильным.
Но, с другой стороны: ряд объединений полностью поддержали предложенные нормы законопроекта. И именно их мнение выразил президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец:
- Нужно не тормозить процесс по этому законопроекту, потому что мы будем его корректировать-совершенствовать еще многие годы. Но такой закон должен быть. Этот закон должен быть в парламенте, и по нему депутаты должны быстрей принять решение.