– В Жангалинском районе акимат создал общественный фонд “Камыс-Самар”, куда предприниматели перечислили свыше двух миллионов тенге для покрытия расходов на различные общественно-культурные мероприятия, – рассказывает начальник управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере прокуратуры Западно-Казахстанской области Жаннур АХМЕТБЕК.
Имея такой фонд, аким не ломает голову по поводу того, откуда взять деньги на проведение того или иного мероприятия. Всех бизнесменов района пересчитали и дали им разнарядку, кто и сколько должен ежемесячно или ежеквартально сдавать деньги. При этом никакого их учета не велось. Поэтому немудрено, что часть денежных пожертвовании была похищена.
Фонд существовал в течение нескольких лет. Предприниматели были крайне недовольны тем, что их буквально “доят”, но стукнуть кулаком и отказаться от добровольно-принудительных пожертвовании не могли – последовали бы негласные гонения. В дело вмешалась прокуратура. По факту злоупотребления должностными полномочиями завели уголовное дело.
– Заместитель акима района и два руководителя профильных отделов наказаны за совершение проступка, дискредитирующего госслужбу, – сообщил Ахметбек.
Методы давления
Выяснилось также, что способов отжима денег у предпримателей существует великое множество.
“Исполнительные органы Таскалинского района нарушали права предпринимателей, необоснованно завышая арендную плату за предоставляемые объекты недвижимости”, – отмечают в надзорном органе.
Областное управление здравоохранения длительное время не возвращало предпринимателям денежные средства по обеспечению заявок на участие в тендерах: более 20 миллионов тенге, которые могли быть вложены на дальнейшее развитие бизнеса.
Бесчисленные проверки и истребование многочисленных документов, не предусмотренных стандартами, загоняют предпринимателей в угол. Причем больше всех проверки устраивают санэпидемиологи и пожарные службы.
“Органы по защите прав потребителей буквально душат малый бизнес, особенно в селе, своими предписаниями, устанавливая в них заведомо неисполнимые требования. Всё бы ничего, но потом они заходят к ним с проверкой и привлекают к адмответственности за неисполнение предписания. А штраф по ч. 3 ст. 462 КоАП на малый бизнес – 100 МРП, на средний – 200”, – возмущаются в прокуратуре области и приводят такой пример.
Владельцу сельского магазина в отдаленном Чингирлауском районе, доход которого в месяц не превышает 100 тысяч тенге, санэпидемиологи умудрились влепить штраф в размере 220 тысяч тенге за непредоставление сертификата на один из товаров.
При этом никто не хотел брать во внимание, что бедный предприниматель уже снял с продажи эту продукцию и исправил ситуацию. Далее, не успевает он оправиться после визита санэпидемиологов, как к нему идут другие проверяющие тоже со своими претензиями и предписаниями. После человек вынужден закрывать свой магазин и становиться в очередь на биржу труда.
Но самое страшное для предпринимателей – это когда на них заводят уголовные дела, а потом, когда выясняется, что они ни в чем не виноваты, дела прекращают. А то, что люди получили определенный стресс, деловая репутация их пошатнулась, следователей уже не волнует.
Опять земельный вопрос
Чтобы заниматься бизнесом, особенно в сельской местности, предпринимателю необходима земля. Но, оказывается, в Западно-Казахстанской области она недоступна. Участки давно монополизировали акиматы, и там решают, кому их давать, а кому нет.
– Этому способствует пренебрежение местных исполнительных органов такой формой распределения земли, как аукцион. Законодательство (ст. 48 Земельного кодекса) обязывает выдавать землю через аукционы, а местные акиматы считают это своим правом, – уверен Жаннур Ахметбек.
За последние два года в ЗКО не проведено ни одного аукциона, тогда как в других областях – свыше сотни. Как выясняется, чиновники над этим вопросом голову и не собирались ломать. Здесь даже и не пытались проработать вопрос о выделении из местного бюджета денежных средств на организацию и проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения предпринимательской деятельности.
Зато большой коррупционный потенциал заложен в выборочном подходе к срокам предоставления земли в аренду. Они в основном короткие: от 2 до 5 лет. К моменту истечения срока аренды у предпринимателей начинаются проблемы. Чиновники отказывают в заключении новых договоров, выдвигая необоснованные причины, либо вовсе беспричинно.
– Наглядный и вопиющий пример: в прошлом году акимат Теректинского района беспричинно отказал в продлении договора аренды земельного участка одному сельхозтоваропроизводителю. Якобы участок используется не по целевому назначению. Налицо явное воспрепятствование предпринимателю в реализации его прав и законных интересов. Прокурор внес протест и отменил решение. В итоге срок аренды продлен на 10 лет, – отмечает начальник управления прокуратуры области.
Но даже при положительном решении вопроса бизнесмену приходится заново собирать документы, тратить деньги и ходить по инстанциям месяцами.
Власти региона не спешат создавать единую базу данных о свободных участках, хотя вопрос этот поднимался неоднократно.
Пока ситуация не меняется, что лишает процедуру выделения земель прозрачности. Плюс, по мнению прокуратуры, законодательно четко не урегулирована компетенция местных исполнительных органов и земельных комиссий при их предоставлении.
И еще один немаловажный вопрос. Несмотря на то что в регионе активно развивается строительство, растет потребность в полезных ископаемых, местные исполнительные органы за последние четыре года не провели ни одного конкурса по предоставлению права недропользования. Причина – несвоевременное резервирование акиматами в нарушение закона земельных участков. А это приводит к росту несанкционированной добычи, а также ограничивает развитие добросовестного предпринимательства в этой сфере.
Тяжелый случай
Вести бизнес в Западно-Казахстанской области с каждым годом становится все сложнее. Причиной тому – бюрократия в госорганах и на госпредприятиях, создание искусственных административных барьеров, необоснованные проверки, ненадлежащее оказание госуслуг, незаконное привлечение к ответственности, предъявление предпринимателям завышенных и заведомо неисполнимых предписаний. Результаты социологического исследования, проведенного Институтом экономических исследований министерства национальной экономики РК, показали, что по условиям ведения бизнеса Западно-Казахстанская область находится на 13-м месте. Это означает – бизнесу в регионе приходится очень тяжело!
УРАЛЬСК