Предки жили – не тужили

Летом прошлого года корреспондент “Каравана” приняла участие в археологических раскопках городища “Кастек-1” в Жамбылском районе Алматинской области (“Тайны средневекового города”, “Караван”, № 29 от 19 июля 2013 г.).

Вместе со студентами исторического факультета и археологами мы шаг за шагом подбирались к тайнам городища. Пока ученые откопали лишь сотую его часть: город раскинулся на площади 18 гектаров, у подножия горы Суык-Тобе, на месте выхода реки Кастек из горных теснин.

Строили на века

До середины I тысячелетия нашей эры территория северного Притяньшанья была местом обитания кочевых скотоводческих племен. С VI–VII веков Шуская долина и с VIII века – Илийская стали цветущими оазисами земледельческой и городской культуры. А перевал Кастек издревле служил для связи этих долин, поскольку был удобен для колесного транспорта. В ходе трехлетних раскопок ученые установили топографию городища, разложив его буквально по “полочкам”. Центральная часть представляет собой возвышенный над общей поверхностью участок, ориентированный углами по сторонам света. Он обнесен крепостной стеной, которая выглядит как оплывший вал шириной до 15, высотой до 2 метров. По гребню вала видны впадины на месте оборонительных башен. Выделяются 14 башен и 16 крупных домовладений, располагавшихся внутри стен, разные постройки вдоль реки. Город строился, разрушался и снова строился. Верхний строительный горизонт относится к X–XI векам, нижний – к VIII–IX векам.

Под толщей земли хорошо сохранились основания стен, сложенные из нескольких рядов булыжников средних и крупных размеров. Как правило, стены возводили из прессованной глины. В более поздних постройках встречаются кирпич из обожженной глины, известняк, солома. Строили на совесть. Будь у наших предков современные технологии, наверное, это были бы самые прочные строения.

Все блага цивилизации

В каждом доме – несколько помещений. В них находятся суфа, на которой отдыхали, тандыр, мусорная яма. В некоторых домах обнаружены остатки керамических труб, отходивших от очага и предположительно проходивших вдоль всего помещения, они служили для обогрева помещения. А исследование осветительных приборов тех времен показало: несмотря на сравнительно небольшие размеры, в зависимости от толщины фитиля светильник мог гореть от 30–40 минут до 2–3 часов. При двух зажженных светильниках вполне можно было писать и читать. К числу интересных находок городища ученые относят бронзовый светильник на трех ножках в форме лап хищного животного кошачьей породы. Основной же материал из раскопок городища “Кастек-1”, как мы убедились, – керамика.

– Выделяется лепная и станковая керамика, она относится к двум хронологическим периодам: конец VIII – начало X века и X век – начало XIII века, – говорит ведущий научный сотрудник Института археологии им. А. Маргулана Арнабай АБИШЕВ. – Лепные котлы, горшки, хумы представлены фрагментами венчиков, боковин и донцов. Для изготовления такой посуды использовалось местное сырье – ожелезненные глины с большим количеством естественных примесей – полевых шпатов, кварца, бурого известняка и слюды.

Керамика второй половины X – начала XIII веков уже изготавливалась на гончарном круге. Еще в арсенале тамошних жителей были железо и стекло.

В баню, за новостями

С древнейших времен в жизни населения Юго-Восточного Казахстана важную роль играло земледелие. Ущелья предгорий Жетысу вытянуты в направлении север – юг, что в утренние и вечерние часы знойного лета защищает почву и растения от палящих лучей. “Лучшее мясо – на костях, а лучшая земля – среди гор” – гласит народная мудрость. При неполивном земледелии посевы увлажнялись за счет почвенной влаги и дождей. Также была развита арычная и водопроводная сеть, работала канализация.

– Древние оросительные системы физически невозможно охватить взглядом с одной точки, – продолжает Арнабай Абишевич. – Во время исследования округи городища Кастек найдены водопроводные трубы. Каждое звено – труба из обожженной глины, покрытая светлым ангобом. Один ее конец несколько заужен, венчик отогнут слегка наружу, другой – расширен раструбом.

Были в городище и бани, и бассейны-хаузы. Как и в Древнем Риме, баня служила местом общения, здесь обсуждали последние новости.

Серп, плуг и кетмень – орудие земледельца

– Нелегкий труд земледельца, орошение, прополка, сбор урожая, ремонт и чистка арыков требовали участия многих людей, – говорит ученый. – Предполагаю, что поля вместе со всеми обязанностями по их обработке поделили между населением Кастека.

Для обработки земли использовали орудия труда, их остатки сегодня изучают специалисты. Например, кованые и литые лемехи, кетмени, которые называют еще то сохой, то плугом. А ведь омач, соха и плуг – принципиально разные орудия. Омач работает как почвоуглубитель. Изготавливался из дерева. Для корпуса использовали породы деревьев с плотной и крепкой древесиной: урюк, карагач, орех, шелковицу. Обязательной деталью омача был металлический наконечник – “тіс”. Кетменем подготавливали участок к пахоте, разбивали крупные комья земли, делали арыки.

Серпы – орудия труда, применяемые при уборке хлеба. Наиболее популярна жетысуская форма серпа – деревянная рукоять с копытообразным уступом на конце расположена под прямым углом по отношению к лезвию.

Мы уже рассказывали, что в сосудах, найденных на городище “Кастек-1”, археологи обнаружили зерна пшеницы. И вот новая находка – семена конопли. Конопля имеет богатую историю использования человечеством в качестве пищи (семена), материала для изготовления бумаги, одежды, обуви, веревок, канатов, тросов и ниток, так как стебли растения состоят из весьма прочных волокон. В трудах некоторых древних ученых она описана как средство для лечения скота и людей от различных недугов.

Аксессуар для дам

Заколки для женской прически – интересные находки, говорящие о том, что дамы тех времен уделяли своей внешности большое внимание.

В одном из помещений городища “Кастек-1” нашли предмет, состоящий из двух одинаковых по длине (219 мм) легких палочек и рожка животного происхождения, розовато-белого цвета, конусообразной формы. Снаружи палочки имеют хорошую полировку из особого блестящего и плотного вещества. Третья часть заколки – маленький рожок с отверстием, соответствующим наружным диаметрам палочек. Как предполагают ученые, в изготовлении палочек-заколок для женских причесок использовалась ткань, вырезанная из костей молодых или павших новорожденных животных. Возможно, сей аксессуар был изготовлен местными мастерами. В то же время заколки по Шелковому пути могли завезти торговцы из восточных стран.

Степной “холодильник”

Жители городища “Кастек-1” готовили тушенку, вялили рыбу, а на десерт изготовляли пастилу и виноградный сок.

Горная река обеспечивала людей рыбой, щедрая земля – мясом, молоком, зерном и виноградом. Для сохранения мясных продуктов использовали вяление (преимущественно в ночное время) в хорошо проветриваемом месте. После заворачивали в легкую ткань, накрывали кошмой. Или помещали мясо в глиняный сосуд с соленой водой и ставили в глубокую (метр-полтора) яму. Другой вариант – мясо солили и помещали в погреб. Оно могло храниться месяц-два.

Другой способ сохранения мяса – изготовление тушенки. В большом казане мясо долго варили в соленой воде, затем запечатывали посуду, чтобы не было доступа воздуха, и опускали в погреб. Как свидетельствует история, соли употребляли в пищу очень много. Добывали ее из корней растений. Кисломолочные продукты хранили в бурдюках из кожи молодых животных. Наиболее распространенным лакомством были курт и айран. Из винограда, выращенного на склонах гор, делали сок, вино (шарап) и пастилу.

Зубная щетка из… IX века

Открытием прошлого года стала зубная щетка IX века – палочка из кости животного. В качестве щетины предположительно использовали конский волос.

 – Одной из подтверждающих версий в пользу зубной щетки является то, что ее ручка в средней части деформирована на лицевую сторону в результате регулярного воздействия руки человека во время чистки зубов, – говорит кандидат исторических наук Арнабай Абишев. – Наши предки старались по возможности беречь зубы, так как без них было не выжить. Казахи утром после еды всегда полоскали рот соленым камнем – ашутас, чтобы сохранить зубы и десны. Жевали пахучие травы вроде мяты, обеззараживая полость рта.

Фото автора и из архива Арнабая Нуржанова