Предательская взятка: защита генерал-майора уверена в его невиновности

Прежде чем уголовное дело было передано в военный суд, полгода велось следствие. Высокопоставленного чиновника обвиняют в получении взятки в размере 200 тысяч тенге от бывшего друга. На очной ставке с генералом в стенах Антикоррупционной службы, как вспоминает его защитник – супруга Гульшат Копбаева, Алмас БЕКБАУОВ “путался в своих показаниях и, не снимая защитных очков и маску, не смотря в глаза участвующим в данном следственном действии, подписывал какие-то документы”.

Когда-то этот человек был нашим другом

Нестыковок и “черных дыр” в уголовном деле действительно немало, говорят адвокаты Нурлан ОРАЗАЛИН и Шолпан САРСЕНОВА. Они убеждены в полной невиновности своего подзащитного, поскольку предоставленные стороной обвинения доказательства основаны исключительно на противоречивых показаниях одного и того же человека – Алмаса Бекбауова.

– Подписи на некоторых важных процессуальных документах очень сомнительного происхождения, – комментирует специально для “КАРАВАНА” Гульшат КОПБАЕВА. – Факт подделки подтверждается заключением специалиста Кизатбаева А.Д., который по адвокатскому запросу сделал исследование по этому поводу. Мы не согласны с позицией государственного обвинителя, который, выражая свое мнение по заявленным адвокатским ходатайствам, мягко говоря, вольно трактовал требования уголовно-процессуального законодательства.

– Вы считаете, что сторона обвинения не имеет достаточных доказательств по делу генерала Копбаева?

– Именно так. В отсутствии улик государственный обвинитель основывается, как мне кажется, лишь на желании оперуполномоченного Антикоррупционной службы Рамазанова Е. довести дело до логического завершения и упрятать-таки моего мужа за решетку. Просто, видимо, эти сотрудники захотели в свои сети поймать фигуру покрупнее, а не какую-то мелкую сошку из оборонного ведомства. Внушает веру в справедливость то, что военный суд Акмолинского гарнизона подходит к рассмотрению уголовного дела вдумчиво и не спешит выносить окончательное решение. После того как отсеялись эпизоды досудебного производства, не нашедшие подтверждения о причастности моего мужа в получении “систематических взяток”, как голословно утверждали сотрудники Антикоррупционной службы, остался единственный эпизод, который сейчас и является главным предметом обвинения.

Это эпизод, связанный с надуманной предательской взяткой, якобы полученной Кайратом Копбаевым 2 мая 2019 года в столичном кафе “Фудзи” от Алмаса Бекбауова. Когда-то этот человек был нашим другом. Мой муж даже проживал у него некоторое время, когда служил следователем в Эмбинском гарнизоне и не имел своего служебного жилья. Алмас Бекбауов в то время работал где-то в милиции.

Крокодиловы слезы

Гульшат Копбаева рассказывает: Алмас Бекбауов приехал в столицу в конце января сего года и пригласил Кайрата в кафе:

– Он поплакался в жилетку моему мужу, что плохо ему живется сейчас. Якобы дочь его без работы. Навзрыд прямо плакал этот человек, как мне потом рассказывал Кайрат. Ныл, что нет денег даже на авиабилеты. Тогда Кайрат решил дать ему в долг с тем расчетом, что Бекбауов отвезет в Актобе деньги моему брату Алмату, который лежит после инсульта. Он и мне звонил в это время, сказал, что деньги передаст брату через Алмаса.  АДмиральское дело: почему бывший главком ВМС продолжает голодать в столичном СИЗО

Там, в кафе, Кайрат не смог сделать перевод с карты, и попросил своего братишку Бакытжана отвезти эти деньги по указанному адресу. Получив 200 тысяч тенге на руки, Бекбауов на телефон прислал смайлик в виде рукопожатия, что, мол, всё отлично, Кайрат. Это сейчас я понимаю, что крокодиловы слезы Бекбауова были от того, что он переступил через себя, видимо, понимая, что подставляет друга ради каких-то своих интересов.

– В этот день, 28 января 2020 года, насколько я знаю, генерал-майора Копбаева задержали и увезли на допрос в здание Антикоррупционной службы.

– Да. Там ему и предложили во всем признаться, написав явку с повинной, что он получил когда-то эти 200 тысяч от Бекбауова, а теперь ему эти деньги решил вернуть. Кайрат был морально подавлен. Плохо себя чувствовал. Потому и начал писать эту явку с повинной, чтобы его наконец-то отпустили домой. Но когда ему следователь стал вдруг диктовать, что именно он должен в ней указать, то мой муж наотрез отказался это делать и ничего не стал подписывать категорически.

Следователь тогда вырвал у него из рук этот недописанный клочок бумаги якобы с признанием, которым сторона обвинения теперь размахивает как флагом.

Они и в СМИ сбросили информацию, что якобы генерал Копбаев “заключил со следствием процессуальное соглашение и во всем признался”. Это не так. Никакого соглашения не было и в помине. Так же как и чистосердечного признания. В чем ему признаваться, если он никогда и ни при каких обстоятельствах не брал никакие взятки? А Бекбауов часто бывал у нас в гостях, восхищался нашей дружной семьей и до того случая в кафе “Фудзи” тоже заходил к Кайрату, но ни разу ни о каком долге ему не говорил. И вдруг такой удар в спину…

Сторона обвинения считает

Мне, как специальному корреспонденту “КАРАВАНА”, было разрешено присутствовать на судебных заседаниях, и я видел своими глазами, как подсудимый пытается обратить внимание уважаемого суда на противоречия в обвинительном акте.

Сторона обвинения, напротив, считает, что “доказательств по факту дачи взятки Алмасом Бекбауовым своему знакомому генерал-майору Кайрату Копбаеву за решение вопроса по трудоустройству его племянника Т. С. Улукпанова более чем предостаточно”. И 200 тысяч тенге все же оказались в кармане генерала Копбаева, как отражено в материалах уголовного дела. Кроме того, видеофиксация с камер видеонаблюдения торгового центра показала, что когда друзья после беседы спускались по эскалатору, то Алмас Бекбауов “засунул в правый карман подсудимого конверт белого цвета”. В нем, опять же по утверждению стороны обвинения, и находились те деньги, которые впоследствии “генерал потратил неизвестно на что”, а заподозрив неладное, через какое-то время решил эти деньги Бекбауову вернуть…

Судебные заседания продолжатся на следующей неделе. “КАРАВАН” будет внимательно следить за развитием событий и держать вас в курсе.

АЛМАТЫ