Но сначала, о герое некоторых моих прошлых публикаций: министре здравоохранения господине Доскалиеве. На этой неделе он предложил поддержать инициативу некоторых депутатов парламента республики по ввозу в нашу страну радиоактивных отходов из-за рубежа. И, правда, чем еще заниматься министру здравоохранения в Год здоровья, как не разрешать ввозить на свою родину радиационный мусор?..
Боря не любил Мишу…
Это даже хорошо, что он его не любил. Я, все-таки, против однополой любви. Мужчины должны любить женщин, и наоборот. Так вот, "Боря" /Б.Н. Ельцин/ очень не любил "Мишу" /М.С. Горбачева/. Первый был номинальным властителем всея социалистической Руси. Второй - фактическим президентом Союза Советских.
В 1990 году, когда эта нелюбовь почти достигла своего апогея, советские люди не очень-то уже и хотели быть советскими. Особенно актуальными эти настроения были в среде обитания правителей РСФСР. Им было просто обидно: сидят в Москве, а власти никакой нет. Учитывая же, что Михаил Горбачев в октябре 1987 года на Пленуме ЦК КПСС послал Бориса Ельцина куда подальше, желание отделиться от СССР имело у российского лидера еще и, крайне, личные мотивы.
Первым шагом в этом направлении стало осуществлении комбинации под названием: "Провозглашение суверенитета Российской Федерации". Она была реализована Верховным Советом РФ 12 июня 1990 года.
После чего всем стало ясно, что "Союзу Советских" пришел капут. И теперь все упиралось только в технологии развала государства.
Особый флёр данному событию придавало то, что СССР был фактическим наследником Российской Империи. И, стало быть, Борис Николаевич Ельцин в июне 1990 года заявил о выходе России из… России! То есть, он первым стал разрушать великую империю, которую строили Иван Грозный, Петр I, и многие другие российские цари и царицы. Видимо, именно за это он сегодня благодарным народом удостоен звания "1-й Президент свободной (независимой) России".
Как видим, не всегда Герострата проклинают…
В Москве сошли с ума. Что делают в Алма-Ате?
В этих условиях, Казахстану ничего не оставалось делать, как заявлять о собственном государственном суверенитете. И, как выяснилось: все что не делается, - к лучшему. Приняв 25 октября 1990 года Декларацию о государственном суверенитете, наша республика сформулировала в ней, и закрепила на последующие годы массу основополагающих положений (особо отмечу идею межнационального согласия), которые так пригодились, когда наша страна стала действительно независимой.
Так что, с праздником вас, уважаемые читатели!
Но, вернемся на землю…
Если же говорить о более знакомых событиях, то надо признать, что для власти в оставшееся в 2002 году время осталось только две главные вещи: это принятие госбюджета на 2003 год, и утверждение Земельного кодекса.
Впрочем, с кодексом придется, видимо, повременить. Потому что только на днях, на первом заседании нового консультативного органа - Национального Совета, президент страны Нурсултан Назарбаев смог донести до казахстанского истэблишмента главную идею данного документа: в продажу поступит не более 8,5 процентов земель республики.
Теперь истэблишменту придется доносить эту цифру до народа. Впрочем, возможно и этих усилий не хватит, и придется по поводу приватизации земли проводить всенародный референдум…
А вот, госбюджету референдум не грозит. Депутаты его все равно и так примут. Предварительно, конечно, пошумят, но все равно примут. Шуметь они, кстати, уже начали. Но, как-то уж очень предсказуемо. И скорее всего, это связано с тем, что число штатных "плакальщиков от лица народа" в депутатской среде никак не увеличивается. А громкие, но бесполезные выступления представителей этой группы парламентариев, - сегодня всерьез не воспринимают даже они сами.
Как бы то ни было, обсуждение нового бюджета республики в парламенте уже началось. И самое интересное, что проходит оно как-то не шатко и не валко. А одно из заседаний рабочей группы парламента по бюджету, посвященное самой, казалось бы, острой на сегодняшний день политико-экономической теме: межбюджетным отношениями, стало уже знаменитым. Потому что на него пришло так мало депутатов, что встреча эта длилась всего полчаса (!), а министр экономики и бюджетного планирования г-н Келимбетов, вероятно, так до сих пор и не понял: зачем он на нее приходил.
Бюджет один, - областей много
Но отвлечемся от столичной суеты и обратимся к регионам, тем более, что по замыслу авторов бюджета-2003 основной целью этого документа является повышение эффективности многочисленных региональных программ, которые позволят облегчить жизнь конкретным казахстанцам. Для начала посмотрим, какова эта ситуация на областном уровне…
Сообщения информагентств, газетные публикации и телевизионные репортажи рисуют одну и ту же картину. Областные акимы суетятся по столичным коридорам, в поисках бюджетной правды и государственных дотаций. Особо напирают те, кто чьи регионы постоянно сидят на дотации. Хуже ситуация у тех, кто уже понемногу "донорит", т.е. снабжает госбюджет полученными у себя доходами. Таким акимам приходится еще бегать по министерствам, чтобы "забраться" в какую-нибудь республиканскую программу, которая будет дотироваться из госбюджета. Только таким способом можно вернуть хоть какую-то часть отданных в центр денег обратно в область.
Другое дело, что как показывает опыт нынешнего года в Алматы: даже официально зафиксированные госбюджетные транши, не всегда достигают региона в положенный срок. А в правительстве потом, ближе к зиме все удивляются, как же это они еще не все средства из госбюджета потратили?..
"Контрольные выстрелы", холодные цифры
Пока в Астане много, громко и часто бестолково говорят о нуждах регионов, - в самих регионах очень часто, даже местные власти не имеют никаких бумаг, подтверждающих тот факт, что госбюджет помнит о каждой конкретной области. Пока все ограничивается лишь, так называемыми, "контрольными цифрами", которые региональные чиновники уже прозвали "контрольными выстрелами". Чаще же всего, в регионах знают только, сколько надо будет перечислить в центр средств на следующий год. Вот тут у столичных чиновников все строго зафиксировано, - собирать деньги они умеют.
Но, если в областях и городах о новом госбюджете хоть что-то слышали, то в районах о нем говорят, как о фантоме, который редко кто воочию видел. Схема тут, как всегда проста: если отдельно взятый район в состоянии, что-то заработать, - то ему кое-что оставят, так сказать, "на пропитание". Если же нет, - то району (особенно сельскому) до скончания века придется ходить перед областным и республиканским бюджетами с протянутой рукой…
Повторюсь еще раз, бюджет республики на 2003 год в парламенте обязательно примут. И даже утвердят новшества в межбюджетных отношениях, о которых так любит сегодня поговорить и власть и оппозиция. Только вот, ясности в финансовую политику регионов это, вряд ли, добавит. А ведь бюджет любого государства, в первую очередь, направлен на повышение благосостояния простых граждан, а не на улучшение холодных финансовых показателей. Не правда ли?
Рождество уже начинается
Примерно такие чувства испытывает человек, который читает в октябре официальные цифры казахстанского Агентства по статистике. Судите сами:
· Государственный бюджет выполнен на 01.09 с профицитом в 45,5 миллиарда тенге.
· Объем финансовых поступлений в экономику составил за девять месяцев 2002-го - 536,6 миллиарда тенге.
· Объем промышленного (!) производства в январе - сентябре составил 1 607,5 миллиарда тенге, что на 9,5 процентов выше аналогичного прошлогоднего показателя.
· Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 425,4 миллиарда тенге (увеличение на 6,6 процента).
· Рост инвестиций в основной капитал достиг цифры в 671 миллиард тенге (8 процентов прироста).
· Среднемесячная номинальная зарплата в республика равняется 20 477 тенге (15 процентов роста!).
После подобных данных хочется петь, танцевать и декламировать рождественские стихи. Но потом вспомнишь, что пенсионеры продолжают мается со своими мизерными пенсиями и глобальными жилищно-коммунальными платежами; что 1 миллион 400 тысяч казахстанцев, живущих ниже официальной черты бедности, завтра просто вымрут, если государство им не будет им помогать; что офицеры все еще получают недостойные своих званий оклады; что на селе у милиционеров нет даже велосипедов; что пособие на ребенка в нашей стране составляет чуть больше 900 тенге в месяц; - и желание веселиться пропадает. Потому что цифр "громадье" никак не заслоняет той реальной жизни, в который почти все мы живем.
А там, в этой жизни, - все еще достаточно страшно. Чем дальше от наших столиц, - тем страшней, и невыносимо бедней.
И об этом, составителям и высокопоставленным читателям победных статистических реляций никогда не надо забывать. Ведь оппозиция бывает не только олигархической. Она еще бывает и народной.