Зыбкое затишье размеренной жизни казахстанской общественности, разрываемое эпизодическими случаями поглощения одних партий другими, 13 ноября было нарушено и нарушено, кажется, надолго.
Что же произошло в злополучный день, с таким несчастливым числом? А всего ничего - состоялся Совет безопасности республики, на котором Глава государства дал поручение запретить с 1 января 2007 года ввоз в Казахстан автомобилей с правосторонним рулем.
Далее на заседании Совбеза было принято решение "через три года прекратить эксплуатацию автомобилей с правым рулем". То есть, в зависимости от решения правительства - либо с начала 2009 года, либо с начала 2010 года будет полностью запрещена эксплуатация автомобилей с правым расположением руля.
Подобное известие для многих владельцев машин с правым рулем стало громом среди ясного неба. В обществе стал наблюдаться рост недовольства действиями руководства Республики.
В результате на сегодня выкристаллизовываются несколько крупных участников сложившейся ситуации, готовой перерасти в конфликт с участием большого количества граждан Казахстана.
Итак, встречайте - владельцы японских машин с правым рулем.
Портрет представителя данной группы можно составить без труда - это представитель среднего и выше класса, занимающийся либо бизнесом, либо работающий на руководящих постах (менеджер среднего звена). Другими словами - это тот самый средний класс, на который президент Республики в своем Ежегодном Обращении к народу 2005 года сделал акцент и назвал его опорой в процессе дальнейшего экономического развития страны. Данная группа и потенциальные ее члены, приобретая японские автомобили с правым расположением руля, преследует две цели - ездить с комфортом за доступную цену. В данном случае основным девизом группы является "соотношение цены и качества".
Следующим участником являются представители действующей власти, включая исполнительные, законодательные и органы правопорядка. Данная группа с одной стороны озабочена сложившейся ситуацией на дорогах республики, с другой стороны заинтересована решить ее в максимально короткие сроки и с минимальными финансовыми вложениями.
Группа лобби, находящаяся в данном случае в тени, представленная пятью подруппами:
1. официальные дилеры (так называемые белые), поставляющие дорогие иномарки;
2. банки, выдающие кредиты на приобретение автомашин;
3. СТО, которые будут заниматься переделкой "праворулек" на "леворульки".
4. размещенные на территории Казахстана заводы по сборке автомобилей с левым сторонним рулем;
5. российские производители машин.
И, наконец, бизнесмены и люди, которые вовлечены в процесс доставки японских иномарок в Казахстан, а также их сервисного обслуживания.
Данная группа многочисленна по своему составу. Основной ее интерес заключается в получении прибыли и обеспечении себя и своих родных средствами к существованию.
Что же случится после 1 января 2007 с Казахстаном, вернее, с частью его, которая волею судьбы была вовлечена в данное противостояние?
Итак, в правовом поле ожидается масса вопросов с возникшим противоречием, при условии, что из Астаны выйдет указ о запрете с 2009 года эксплуатировать машины с правым рулем. Многие понимают, что запрет на эксплуатацию праворульных авто до 2009 года является прямым нарушением прав владельцев данных автомобилей.
В данном случае достаточно ознакомиться со Статьей 26 Конституции РК, где сказано, что:
1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.
2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.
3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
4. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Подобное нарушение высшего закона государства может быть неоднозначно воспринято как внутри Казахстана, так и за его пределами, включая и Европейские страны, для которых посягательство на частную собственность является наиболее отягчающим преступлением после посягательства на жизнь и здоровье граждан.
Среди общественности Республики после и во время обсуждения проекта такого постановления будут происходить массовые акции с привлечением автолюбителей японских машин.
Несложная арифметика показывает, что существующая цифра машин с правым рулем в 117 тыс. единиц, которые объявлены вне закона будет расти и приумножаться. Так у 117 тысяч владельцев данных иномарок есть родственники, родные и близкие, а значит, это число нужно умножить на три. Теперь прибавить к получившемуся числу количество людей, задействованных в сервисе и поставках данных авто, а также их родных и близких, которые живут за счет данных сотрудников, то получается "скромная" сумма порядка 500 000 человек.
А теперь представьте, что в крупных городах, начнутся массовые акции с участием как автомобилистов, так и автомашин, к чему это приведет?
История показывает, что непопулярные меры, предпринимаемые на государственном уровне, всегда наталкивались на массовое недовольство среди населения. Так подобные попытки в России ни к чему хорошему не привели, а только лишний раз взбудоражили общество.
В Алматы предыдущая подобная попытка вызвала массовую акцию протеста, когда на площади Независимости собралось порядка 250 машин с правым рулем, блокировав движение на полдня.
Конечно, сейчас ситуация немного иная, но она отличается только тем, что число машин с правым рулем выросло, как выросло и число их владельцев, которые купили неплохую машину по хорошей цене.
Что их ожидает - на сегодня тайна, покрытая мраком, так как неизвестно сможет ли правительство нарушить основной закон Республики, и как в этом случае отреагируют социальные группы, представляющие средний класс казахстанского общества.
Фото с сайта http://www.autoblog.ru