Право на вылет

Пятиграммовые истребители

В прошлые выходные в Зальцбурге была летная погода! Лучшие студенты – “авиаторы” со всего земного шара – были отобраны из 37 тысяч участников региональных соревнований. 253 лучших “пилота” собрались на чемпионат мира по запуску бумажных самолетиков – Red Bull Paper Wings. Кстати, турнир получился почти сугубо мужским, дам было всего несколько. До места события казахстанскую делегацию, в состав которой входила и корреспондент нашего издания, на настоящем самолете с комфортом доставила “Люфтганза”. “Заставь бумагу летать!” – с таким девизом и душевным настроем все участники прибыли в культовое место Зальцбурга – Ангар-7.

Хотя авиатехника и бумажная, ангар для нее был самый настоящий, под его сводами и развернулись драматические воздушные баталии. Уже с восьми утра пройтись по Ангару-7, не столкнувшись с чьим-нибудь самолетом, было невозможно. Они таранили со всех сторон. В среднем каждый участник за два дня чемпионата – 1 и 2 мая – сложил не менее 50 самолетиков, вес каждого – 5 граммов. В каждой из трех соревновательных дисциплин было более 80 участников. Бешеная конкуренция плюс хлеставшие через край эмоции уже не вызывали ни у кого снисходительной улыбки при виде бумажных самолетиков. Открыл же турнир показательным выступлением местная звезда, конструктор моделей Маркус Зейнер – его управляемый самолет делал мертвые петли, зависал, разгонялся и настроил публику на нужный лад.

Борат, ты нам не брат

Чемпионат мира по запуску бумажных самолетиков проводится с 2006 года раз в трехлетие. Участники соревнуются в трех дисциплинах – в дальности полета, длительности полета и в аэробатике. В каждой из них десять лучших проходили в суперфинал, а все, кто участвовал в Зальцбурге, были предварительно отобраны в своих странах. То есть достаточно было быть студентом, чтобы принять участие. Пришедшее из детства увлечение – запуск самолетиков из бумаги – требовало хорошей физической подготовки и наличия инженерных идей. Каждую команду ведущий выводил под какой-нибудь трек. Так, сборная Ямайки выходила под песни Боба Марли, шведы – под Абба, немцы – под “Рамштайн”, россияне – под “Калинку”. Казахстан представили как страну, известную благодаря Борату и велокоманде “Астана”, за которую выступает Лэнс Армстронг. Как выяснилось, память о Борате неизгладима, и упоминание его имени всякий раз извещало о том, что на старте – казахстанцы…

Хорват – дважды чемпион

Конкурс на дальность полета, безусловно, лучше давался тем, у кого была хорошая физическая форма. После того как выступавший не самым последним американец, вылитый Чак Норрис в молодости, в квалификации запустил свой аэроплан на 59 метров, казалось, что остальным можно было расходиться по домам… Однако в суперфинале, когда ведущий неаккуратно объявил американца будущим чемпионом, действующий чемпион – хорват Йовица Козлица – кидает на 54,43 м и обходит “Норриса” (Майк Опланд) на 13 см!

Как нам объяснили в “Контроле за полетами” (техслужбе), для точного определения дальности полета использовался 3D-видеоформат: “На экране видно, куда самолет садится, и расстояние определяется автоматически. Ошибок и погрешностей в определении результата быть не может”. А вот в соревнованиях на длительность полетов по периметру всей площадки стояли несколько человек с секундомерами.

В турнире по дальности полетов алматинец Иван ЗАЙЦЕВ обе попытки провел неудачно, его планер вылетал за допустимые пределы коридора:

– Я побил во время тренировок все свои алматинские результаты – в финале дома я запустил самолет на 23 метра, а здесь – на 43. Было обидно, что здесь, в Зальцбурге, ни одной попытки не получилось. Но виню в этом только себя.

Знай наших!

Конкурс на длительность полета оказался для сборной Казахстана чрезвычайно удачным. По мнению многих, “парение” – самая зрелищная дисциплина. В суперфинал Red Bull Paper Wings карагандинец Андрей ГОТОВЦЕВ попал с 4-м результатом, в итоге занял 6-е место. Победителем же стал невысокий скромный бразилец Леонард Янг – 11,66 секунды.

“Мандраж был не во время запуска, а когда я стоял в очереди на старте – судья проверял мой самолетик. Как правило, первая попытка не получается, не справляешься с волнением, – делится впечатлениями Андрей Готовцев. – От отборочного турнира я многого не ожидал, думал: если полетит, то полетит. Я был уверен, что выйду в финал – на тренировках кидал хорошо. В Зальцбурге я установил три личных рекорда. Если бы в финале я повторил хотя бы свой отборочный результат (11.50 секунды), то был бы вторым. Думаю, все из-за того, что на финал оставил тот же самолет: он уже падал, мялся…

У 21-летнего Готовцева все заладилось с самого начала. После успешного выступления на отборочных соревнованиях в Караганде он выиграл казахстанский финал в Алматы. А уже в Австрии пробился в суперфинал. Причем с каждым разом Андрей улучшал время полета своего самолетика:

– Мне еще дома отец помогал придумывать самолетики. Все не верили, говорили, что это за бред – самолетики пускать. Но это только до того момента, пока не скажешь, что в чемпионате мира участвуют 83 страны. Это круто, что стал шестым!

Позитив и креатив

Еще один турнир – по аэробатике – это не только креативные, но еще и позитивные соревнования. Тут участники играли на трубе, танцевали брейк-данс, катались на скейте, изображали Бэтмена, делали кто что умел. У кого-то были слишком хорошие самолеты – как конструкция белоруса Павла Вашкевича, но хромал перфоманс. Либо нажим был на арт-часть, а самолетик, например, не воплощал никакой идеи. Жюри же судило все вместе. Алматинец Олжас МУХАМЕДИЕВ изображал историческую фигуру, которая изобрела самолетик, однако в суперфинал не прошел. Внимание судей и зрителей привлек немец в костюме Бабы-яги, который стал третьим. Выяснилось, что это Вальдемар ХОФФМАНН, родом из Талдыкоргана:

– У меня мама занимается в русском клубе в Германии с детьми, и это костюмы, которые они используют. Свои самолетики я сделал по книжке “От идей до моделей”, которую еще 20 лет назад получил в подарок в Талдыкоргане. (Тут подбегают немцы с криками “Йа!!!”, обнимают Володю.)

– Честно говоря, еще три недели назад я не знал, что существует такое соревнование, думал, что шансов не будет. Но получилось!

Победил же в аэробатике японец с очень длинным именем – Такешиге Кишлура Кишии, который устроил настоящий самолетопад из тарелочек из-под лапши. Дети не устояли и ринулись прямо на арену для выступлений собирать цветные самолетики.

Кстати, лучшей командой стала сборная Польши – We are red, we are white, we are Polish dynamite! У нее во всех трех суперфиналах были свои представители. Самыми активными были признаны сингапурцы – за инициативность и оптимизм. Казахстанцы же уехали с достойным шестым местом, убедившись на собственном опыте, что бумажные самолетики – это просто, доступно и, что важно, – заразительно!

Король бумажной авиации

Крестный отец бумажного самолетостроения, рекордсмен и чемпион мира по длительности полетов американец Кен Блэкберн, пользовался колоссальной популярностью в Зальцбурге.

Вокруг него постоянно образовывались кружки, и лишь когда он сидел в кресле жюри, ажиотаж спадал. Инженер Блэкберн еще в 1998 году написал книгу по теории конструирования бумажных самолетиков, которая разошлась двухмиллионным (!) тиражом. Кен рассказал, что начал интересоваться бумажными самолетиками в 6-летнем возрасте:

– Я продолжал этим заниматься в колледже, везде, сегодня вся моя семья этим увлечена.

– Что, на ваш взгляд, самое главное в конструировании самолетиков?

– Есть несколько основ, которые очень важны для самолетика. В первую очередь, он должен иметь отличный дизайн. Второе – важно, как ты запускаешь самолетик. И третье – фортуна должна быть на твоей стороне.

– Бумага имеет значение?

– Это должна быть обычная бумага формата А4, которую мы повседневно используем. Она должна быть гибкой и легкой, но не слишком толстой или тонкой.

– Сколько времени нужно тренироваться, чтобы появился результат?

– Чем больше практикуешься, тем выше результат, – это, как и в любом профессиональном спорте. Можно тренироваться хоть каждый день.

Марина ХЕГАЙ, Зальцбург. Фото автора