Право на надежду

Над “Подарком Сталину” (рабочее название фильма – “Кипяток”) трудились представители лучших кинематографических сил Казахстана, и не только. С российской стороны в, как теперь заведено, международном проекте поучаствовал, например, Рустам Ибрагимбеков, с польской – Кшиштоф Занусси. Сценарий написал россиянин Павел Финн, музыку – уже получивший за свою продуктивность титул “казахстанского Морриконе” Куат Шильдебаев, режиссером продюсеры Борис Чердабаев и Алия Увальжанова утвердили сделавшего себе имя на картинах “Остров Возрождения” и “Курак корпе” Абдрашова. Та же избирательность касается и актеров. Нуржуман Ихтымбаев и Бахтияр Кожа с нашей стороны, Александр Баширов и Екатерина Редникова – с российской, поляк Вальдемар Шчепаняк, израильтянин Давид Маркиш фактически в роли самого себя. Потому что это его история.

…1949 год, через казахские степи идет поезд с заключенными. В их числе еврейский мальчик Сашка и его дед, который, не выдержав тягот дороги, умирает. Дед для Сашки последний родной человек – родители репрессированы. Поэтому, когда на станции сгружают трупы, мальчик сам притворяется мертвым – лишь бы не расставаться с дедом. Контуженый фронтовик, путевой обходчик Касым спасает Сашку от, казалось бы, неминуемой смерти, и так начинается его новая жизнь – в поселении для неблагонадежных элементов вроде “жены изменника Родины” Верки или польского врача Ежи. Здесь у Сашки появляется мечта: выиграть конкурс на лучший подарок товарищу Сталину к 70-летию. Может быть, тогда “отец народов” освободит его родителей?

“Подарок Сталину” оставил двоякое впечатление. С одной стороны, это крепко сбитое, профессионально сделанное кино, что неудивительно, учитывая творческий состав. И во многом понятно, почему отборщики Пусанского МКФ, которым, помимо всего прочего, хотелось познакомить своих зрителей с “терра инкогнита” на азиатской кинокарте, остановили свой выбор именно на этой картине. С другой – не цепляет так, чтобы душу в кровь изодрать или хотя бы поцарапать за 97 минут хронометража. Почему, вопрос сложный.

История Сашки, которого шаманка в казахских степях переименовала в Сабыра, что значит “смиренный”, безусловно, трогательна. И 8-летний Дален Шинтемиров, за исключением пары сцен, видимо, отснятых первыми, играет просто здорово. Не зря исполнителя одной из главных ролей искали так долго. В мастерстве Нуржумана Ихтымбаева сомневаться и вовсе не приходится, и немногословный, но сильный в своем молчании, непреклонный Касым выглядит последним оплотом справедливости и олицетворением понятия чести.

И все равно не цепляет, даже несмотря на, как всегда, великолепного Баширова в роли майора МГБ, приехавшего для исполнения особо важного задания. Наверное, потому, что подобные истории в кино не новы, и то тут, то там привидится “Жизнь прекрасна” Роберто Бениньи или “Яков-лжец” Питера Кассовица. И даже как-то жаль, что дальнейшая судьба Сашки раскрывается с самого начала – мальчик выживет, вырастет и уедет в Израиль. Искушенному зрителю не составит труда предсказать также судьбы Касыма, Верки или Ежи.

Излишне гиперболизированным выглядит образ местного милиционера Балгабая в исполнении Бахтияра Кожи. Родственники Касым и Балгабай – два антагониста. Один чтит традиции и чист душой, второй – оказался развращен властью, оторван от корней и превратился в настоящего монстра, насилующего буквально все, что движется. Но монстр получился настолько страшным, что в его существование и возможность оставаться безнаказанным верится с трудом, равно как и в то, что в показанное время в степи могла преспокойно жить и, не скрываясь, практиковать настоящая шаманка.

А Сашка-Сабыр свой подарок Сталину подарит. И это будет, пожалуй, самая сильная сцена фильма – гимн детской наивности и вечной надежде.

Фильм: “Подарок Сталину”.

Режиссер: Рустем Абдрашов.

В ролях: Нуржуман Ихтымбаев, Дален Шинтемиров, Давид Маркиш, Екатерина Редникова, Вальдемар Шчепаняк, Александр Баширов, Бахтияр Кожа, Ерболат Тогузаков, Турахан Сыздыкова.

Дмитрий МОСТОВОЙ