Правительство уходит. В Интернет

– Мы заранее не оповещали, поскольку это в порядке эксперимента – посмотреть, каковы наши технические возможности, – пояснил Премьер-министр Карим МАСИМОВ.

Между тем первое народное селе­­кторное совещание было по ва­ж­ному для казахстанцев вопросу – продовольственной безопасности.

Если что – распечатаем заначку!

По данным Министерства сельского хозяйства, несмотря на увеличение посевных площадей масличных культур, прогнозируемый валовой сбор ожидается 780 тысяч тонн.

По словам министра  экономического развития и торговли РК Жанар АЙТЖАНОВОЙ, “при повышении цен на подсолнечное масло необходимо быть готовым для экстренного разбронирования государственного резерва”.

– Сегодня в государственном матрезерве находятся товары, которые позволяют обеспечить нормы потребления населения страны сахаром – на месяц, рисом – на 24 дня, маслом растительным на 23 дня, – открыл государственный секрет министр по ЧС Владимир БОЖКО.

Яичница с хлебом

А вот яичница и куры гриль могут перейти из разряда обыденных блюд в деликатесы.

– В связи с ростом цен на фуражное зерно есть угроза повышения стоимости мяса птицы и яиц, – предупредил министр сельского хозяйства Ахылбек КУРИШБАЕВ.

Что касается собственно зерна, то Казахстан может экспортировать около семи-восьми миллионов тонн пшеницы.

– Платежеспособный рынок, готовый купить отечественную пшеницу, превышает в разы возможности страны по экспорту. Однако наша цена будет постепенно отсекать спекулятивные рынки, – считает президент Зернового союза Нурлан ТЛЕУБАЕВ.

По его предположениям, лучшую цену будут давать Средняя Азия и Афганистан. И тут Карим Масимов обратил взор присутствующих… на Персидский залив.

– Был ряд переговоров с арабскими партнерами, с того момента как мы закончим строить железную дорогу с Ираном, наше зерно станет конкурентоспособным в Персидском заливе, – заметил он.

Зерна, хранящегося в запасниках АО “Продкорпорация”, с учетом урожая этого года, вполне достаточно, чтобы закрыть потребность страны в муке, хлебе и мучных изделиях до 1 октября 2011 года. Еще и останется. Поэтому, по словам ответственного секретаря Минсельхоза Евгения АМАНА, решено сократить объемы закупок зерна у сельхозпроизводителей с двух миллионов тонн до 1,1 миллиона тонн зерна по 26,5 тысячи тенге за тонну.

– Однако за текущий месяц обеспечена сдача лишь 397,4 тысячи тонн зерна, – констатировал Евгений Иосифович.

Оправдываться за низкие темпы акимы областей не собирались.

Руководство Алматинской области вместо 76,5 тысячи тонн зерна неожиданно предложило сдать 30 тысяч тонн кукурузы – в качестве фуража. Как раз для поддержки отечественного птицепрома!

– Кукурузу купите? – обратился Премьер к министру Куришбаеву.

– Купим!

Торг уместен. Даже в правительстве

Тут Кариму Масимову пришлось отлучиться по другим государственным делам. После его ухода заседание сразу приобрело оттенки восточного базара: торговля пошла горячая, акимы давили на жалость, но выбивали для своих регионов дополнительные скидки. Казалось, еще немного, и шедший на уступки первый вице-премьер Умирзак ШУКЕЕВ поставит под удар исполнение плана закупа пшеницы в стране.

– А сколько квота для нас? – вдруг опомнился аким Восточно-Казахстанской области Бердибек САПАРБАЕВ.

Оказалось – 45 тысяч тонн взамен прежних 55,7 тысячи тонн.

– Вы же сами хороший урожай показали, – пошутил Шукеев, – сами себе услужили.

– Мы с этим не справимся, – стал уверять аким.

– Все эти цифры показаны по результатам уборки, – вице-премьер отбросил шутливый тон. – Может, кто-то хотел отличиться и поставил больше чем есть, я не знаю. Премьер дал срок до 15 октября, выполняйте!

Квоту Костанайской области сократили с 583,8 тысячи тонн до 364 тысяч тонн продовольственной пшеницы и 13 тысяч тонн фуражного зерна.

– Сергей Витальевич, вы довольны? – спросил главу Костанайской области первый вице-премьер.

– Это абсолютно неверный подход! – сразу пошел в атаку Сергей КУЛАГИН. – Давайте объективно подойдем! Пропорционально…

– Какую вы цифру предлагаете? – пытался прервать бойцовскую речь акима Шукеев.

– Не больше чем 300 тысяч тонн продовольственной пшеницы. Фуражного зерна у нас нет, пусть другие сдают! – не успокаивался аким.

Спорить не стали – 300 так 300.

На этой оптимистичной для Костанайской области ноте в зал заседания вернулся Карим Масимов. Ему сообщили подкорректированные цифры, опустив подробности “конструктивного диалога”.

– Все должно быть справедливо! Если идет уменьшение наполовину, то у нас была квота 580 тысяч тонн. Сколько доведете, но только по справедливости, мы выполним, – предупредил глава СКО Серик БИЛЯЛОВ.

Отвечать, “что такое справедливость”, было поручено Евгению Аману.

– Ну, бывает по-честному, а бывает по справедливости, – попытался пошутить ответсекретарь. – По нашему сценарию и с учетом высокой урожайности в Северном Казахстане предлагаем 393 тысячи тонн.

– Серик Султангазинович, это справедливо? – поинтересовался Масимов.

– Справедливо должно быть 300 тысяч!

– Карим Кажимканович, вот смотрите, север собрал более четырех миллионов тонн, Костанай – 3,5 миллиона тонн. Мы всего 2,8 миллиона тонн. Нам квота 273, им – по 300. У нас явно перебор, – подключился аким Акмолинской области Сергей ДЬЯЧЕНКО.

– Не мелочитесь, все нормально, – донеслось откуда-то с северных регионов.

– А сколько вы готовы дать?

– 200…

– Мы не на базаре, – удивился смелости акима Премьер.

– Тогда 220!

В результате остановились на 250 тысячах тонн.

Закончил экспериментальное совещание Карим Масимов словами:

– На этом Интернет закрываем.

Интересно, повторят ли эксперимент?

Маша Биккинина, Астана